Итоги недели: Россия обрастает международными железнодорожными проектами
19 мая 2025 г.09:00

Пресс-служба ОАО «РЖД»
Пока Евросоюз готовит очередные санкционные ограничения, Россия продолжает искать новые для себя логистические маршруты. Накануне совместно с Ираном она начала работы по строительству железной дороги на западном маршруте транспортного коридора «Север-Юг». При этом российские специалисты также готовят технико-экономическое обоснование для Трансафганской магистрали — для выхода к пакистанским портам. А Монголия в это время помогает России, обустраивая железнодорожную инфраструктуру с Китаем.
Железная дорога «Решт-Астара»
Эта дорога обеспечит для России железнодорожный выход к иранским портам через территорию Азербайджана. Участок как раз таки соединит между собой Иран и Азербайджан.
Сейчас, при его отсутствии, на маршруте главным образом используется автомобильный транспорт. По железной дороге грузы можно возить только до границы Ирана с Азербайджаном, а затем их все равно необходимо переваливать, что, во-первых, увеличивает время транспортировки, а во-вторых, снижает объемы возможных грузовых потоков.
В принципе, железнодорожный маршрут от России к иранским портам уже есть — через территорию Казахстана и Туркменистана, однако он дает крюк для компаний из центральных, северо-западных и южных регионов страны. Плюс, в любом случае ограничен по провозным мощностям.
Пропускная же возможность участка «Решт-Астара» оценивается в 15 млн. тонн грузов в год.
Для сравнения: по итогам 2024-го года объем всех перевезенных грузов по транспортному коридору «Север-Юг» (а он имеет три альтернативных маршрута) составил 20 млн. тонн.
В пятницу, 16-го мая, Иран и Россия дали официальный старт изыскательским работам по строительству участка «Решт-Астара».
Согласно проекту, в последующем специалистам необходимо проложить 162 км железнодорожных путей, возвести 56 эстакад, 73 моста, 30 путепроводов и обустроить восемь новых станций.
Полностью участок «Решт-Астара» должны открыть в начале 2028-го года.
Трансафганская магистраль
Эта дорога, которая пройдет через территорию Афганистана, соединив между собой Узбекистан и Пакистан, обеспечит России альтернативный выход к Мировому океану — через пакистанские порты.
При этом магистраль в принципе станет частью нового транспортного коридора «Беларусь-Россия-Казахстан-Узбекистан-Афганистан-Пакистан» и в дальнейшем поможет соединить сухопутным путем Индию и страны Европы.
Сейчас специалисты из России и Узбекистана уже совместно работают над подготовкой технико-экономического обоснования для Трансафганской магистрали. Его обещают завершить к началу 2026-го года.
Таким образом, при хорошем стечении обстоятельств к непосредственному строительству железной дороги могут приступить уже к концу следующего года.
Правда, подробностей самого проекта пока маловато: предполагаемый маршрут — «Термез – Мазари-Шариф – Кабул – Пешавар», приблизительная протяженность — 570 км, ожидаемый срок строительства — не менее пяти лет.
Железные дороги через Монголию
В Монголии началось строительство второй железной дороги на границе с Китаем, которая соединит между собой ныне автомобильные пункты пропуска «Гашуунсухайт» и «Ганцмод».
Участок длиной 19,5 км должны ввести в эксплуатацию через 22 месяца — в марте 2027-го года. Главным образом он будет использоваться для экспорта монгольского угля в Китай.
Спрашивается, а при чем тут Россия?
Вторая железная дорога между Китаем и Монголией частично снимет нагрузку с действующего железнодорожного перехода «Замин-Ууд/Эрлян», а этот переход активно используется для доставки китайских товаров в РФ.
Плюс, что немаловажно, в Монголии планируют проложить железную дорогу от пограничного перехода на границе с Республикой Тыва «Арц Сурь» (на российской стороне — «Цаган-Толгой») до КПП «Шивээ хурэн» у китайской границы.
И хотя последний (впрочем, как и на границе с Россией) пока является автомобильным, в последующем его тоже собираются соединить железной дорогой с сопредельным китайским переходом.
Впрочем, эти планы пока расплывчатые, тем более что в самой Тыве железной дороги еще нет.
Но если в России все-таки возьмутся за строительство участка «Курагино-Кызыл» (оно застопорилось еще в 2011-м году на одном проложенном километре) и доведут его до границы с Монголией, а Монголия в это время реализует свой проект, то для РФ появится еще один альтернативный вариант доставки товаров из Китая.
Ну, и про санкции...
Послы стран ЕС уже согласовали 17-й пакет санкций в отношении России. Официально утвердить его должны во вторник, 20-го мая.
Подробности новых ограничений пока не очень разглашаются. Однако источники утверждают, что этот пакет санкций будет самым облегченным среди всех принятых до него. Мол, в него не войдут какие-то дополнительные экономические и торговые ограничения.
Правда, в ЕС уже заявили о решимости тут же приступить к разработке 18-го пакета. Вот он, видимо, будет посерьезнее...