Итоги недели: пограничное бодание Беларуси и Литвы продолжается
17 ноября 2025 г.09:00

Государственный таможенный комитет Республики Беларусь
Итак, закрытие белорусско-литовской границы продолжает оставаться одним из основных событий в логистической сфере. На прошедшей неделе противостояние между двумя сторонами дошло до того, что литовские фуры оказались закрытыми на охраняемых стоянках в Беларуси до возобновления полноценной работы пунктов пропуска. Однако Литва, кажется, готова стоять на своем и держать границу «на замке» как минимум до конца ноября. Правда, если бодание и дальше так пойдет, не исключено, что переходы останутся неработающими и в декабре.
Вообще, конечно, Литва, по всей видимости, рассчитывала, что, одномоментно закрыв границу, она все-таки каким-то образом сможет вернуть своих граждан вместе с их транспортными средствами домой.
Почему-то власти балтийской республики, принимая решение, не вспомнили, что из-за санкций белорусские и российские грузовики въезжать на территорию ЕС в принципе не могут, а потому большинство из 1,6 тыс. фур, которые стояли на подъезде к белорусско-литовским пунктам пропуска во время их закрытия, принадлежат именно литовским компаниям.
Наверное, сразу в Литве наивно полагали, что грузовики смогут выехать через другие переходы — с Польшей и Латвией, однако белорусские власти ограничили их в таком передвижении, указав возвращаться домой только через литовские переходы.
Потом в Литве надеялись, что белорусские власти пойдут навстречу и организуют временное обслуживание грузовиков в закрытом пункте пропуска «Бенякони/Шальчининкай». Причем настолько надеялись, что в конце позапрошлой недели литовские СМИ сообщали, что якобы положительные сигналы от белорусской стороны в этом вопросе получены и выпуск фур домой начнется чуть ли не через несколько дней.
Но то ли в ответ на положительные сигналы что-то пошло не так, то ли положительных сигналов и не было, однако в самом начале прошлой недели выпуск фур не только не начался, а наоборот, литовским грузовым автомобилям временно запретили пересекать границу, а все машины обязали доставить на охраняемые стоянки.
К слову, к концу недели все фуры (а их оказалось 1 243 грузовика) были перемещены на стоянки, где они, как неоднократно подчеркивали белорусские власти, останутся до тех пор, пока Литва не откроет полноценно границу.
По сути, да, это напоминает взятие в заложники, с той лишь разницей, что самих водителей грузовиков никто не держит и они могут спокойно вернуться домой.
Литва же пока стоит на своем и подчеркивает, что раньше времени открывать границу не собирается.
Литовские перевозчики, в свою очередь, в знак недовольства намеревались провести акцию протеста, перекрыв основные магистрали страны, а по одному из вариантов — доехав до самого Брюсселя, однако затем передумали, пояснив, что пока хотят вести переговоры с властями в рамках диалога.
А что с самой логистикой в это время?
Как ни странно, но, судя по данным Государственного пограничного комитета РБ, очереди из грузовиков на других участках границы Беларуси с ЕС (с Польшей и с Латвией), куда должны были бы переориентироваться грузовые перевозки, несмотря на высокий сезон в логистике, не только не растут, но наоборот, резко уменьшаются.
Если на момент закрытия белорусско-литовских пунктов пропуска в очереди на границе с Польшей числилось более 2,7 тыс. фур, то сейчас их там стоит всего 270.
Латвия и Польша пока закрывать свои границы с Беларусью не собираются, а Польша даже задумывается над тем, чтобы возобновить работу еще двух автомобильных переходов — «Кузница Белостоцкая/Брузги» и «Бобровники/Берестовица».
