Итоги недели: как в России поддерживают грузовой сегмент в условиях, когда продажи грузовиков резко упали?

4 августа 2025 г.09:00

Как в РФ поддерживают грузовой сегмент в условиях резкого снижения продаж?

Пресс-служба ПАО «КамАЗ»

На прошедшей неделе стало известно, что ввоз новых грузовиков в Россию за первое полугодие сократился аж на 90%. При этом с 1-го августа для определенных видов грузовой техники (для некоторых — очень даже значительно) уже второй раз за год подняли утилизационный сбор, а Росстандарт после трех лет эксплуатации и уже выданного заключения о соответствии все-таки обнаружил недочеты в китайских автомобилях и запретил их продажи в РФ. Впрочем, как видно по первому предложению, их и так уже практически перестали завозить...

Патовая ситуация на рынке

По данным аналитического агентства «Автостат», ввоз новых грузовых автомобилей в Россию по итогам первого полугодия 2025-го года сократился сразу на 90%. Естественно, речь прежде всего идет о китайской технике, с помощью которой начиная с 2022-го года активно насыщали внутренний рынок.

Только оцените: за первые шесть месяцев прошлого года в страну ввезли 34 204 грузовика, за первые шесть месяцев этого года — 3 559 автомобилей.

Впрочем, эти цифры очень отчетливо показывают сложившуюся ситуацию на рынке.

Действительно, куда завозить новые грузовики, если на складах дилеров нераспроданными остались еще около 30 тыс. транспортных средств, а в целом продажи в первом полугодии грузовиков массой от 14 тонн упали на 60%?

При этом еще и лизингодателям на фоне ухудшившихся условий кредитования (напомним: только недавно Центробанк впервые после сентября 2022-го года начал снижать ключевую ставку: сразу — с 21% до 20%, недавно — до 18%) возвращают ранее приобретенные машины. По оценкам, число таковых сейчас достигает около 10 тыс.

В чем причина такой ситуации?

Ну, основными выделяют два фактора: первый, как только что отмечалось, — жесткая денежно-кредитная политика Центробанка, второй — то, что ввоз автомобилей в принципе был стихийным и неконтролируемым.

Но сейчас его, кажется, начали контролировать...

Запрет на продажи китайских грузовиков в России

После трех лет эксплуатации и выданного же все-таки кем-то до этого заключения о соответствии Росстандарт внезапно обнаружил серьезные недочеты сразу в нескольких моделях китайских грузовиков, что стало поводом для полной приостановки их реализации на территории России.

Под ограничения попали такие модели, как Dongfeng типа DFH4180, Foton типа BJ4189, FAW типа CA4250 и CA4180 и Sitrak типа ZZHS.

Кроме того, запрещаются также продажи грузовиков Dongfeng типа DFH5200B, Foton типа H5 и FAW типа JH6-B 8X4, документы об оценке соответствия которых были выданы в других государствах-членах ЕАЭС.

Что вообще означает этот запрет, помимо самого запрета?

Что, во-первых, тем автовладельцам, которые уже приобрели указанную технику, за счет производителя или его представителей должны будут бесплатно провести работы по устранению выявленных нарушений.

А во-вторых, устранить выявленные нарушения должны будут для всех транспортных средств, планируемых к реализации в России, — как для тех, которые когда там будут ввозить, так и для тех, которые уже находятся на складах дилеров в РФ.

Правда, для того чтобы когда-то там ввозить грузовики в РФ или распродать имеющиеся здесь запасы, производителям еще необходимо будет получить новое заключение о соответствии. А вот сколько для этого понадобится времени — кто его знает...

К примеру, нарушения в китайских самосвалах Shacman обнаружили еще в феврале этого года. Их продажи до сих пор не возобновлены...

Повышение утилизационного сбора

Несмотря на то что с 1-го октября прошлого года утилизационный сбор на грузовые автомобили подняли сразу на 70%, а с 1-го января этого года еще и проиндексировали дополнительно на 10%, с 1-го августа для некоторых видов грузовой техники его снова решили увеличить.

К таковой технике относятся: автосамосвалы массой от 12 до 20 тонн (сбор подняли на 18,8%), автосамосвалы массой от 20 тонн (на 6%), седельные тягачи (на 35%) и автомобили-фургоны массой от 20 тонн (сразу на 64%).

Исключение составляют седельные тягачи, предназначенные для выполнения международных перевозок и ввозимые по специальной федеральной программе поддержки (для них ставки утилизационного сбора не меняются), а редкое явление — автомобили-фургоны массой от 12 до 20 тонн, для которых, на удивление, сбор не увеличили, а снизили (правда, всего на 2%).

...

Всем продуктивной рабочей недели и продолжайте все с нами следить за новостями в мире транспорта и логистики!