Импорт новых грузовых автомобилей в Россию сократился на 90%
1 августа 2025 г.12:19

Официальный сайт SINOTRUK в России
Как свидетельствуют данные аналитического агентства «Автостат», импорт новых грузовых автомобилей в Россию по итогам I полугодия 2025-го года сократился сразу на 90%. При этом в России в принципе ситуация на рынке грузовой техники остается сложной. Продажи за шесть первых месяцев упали на 60%, на складах импортеров «зависло» около 30 тыс. грузовиков, а лизингодателям на фоне жесткой денежно-кредитной политики Центробанка возвращают уже ранее приобретенные машины. При этом эксперты предпосылок для существенного роста рынка пока не видят.
Если в I полугодии прошлого года в Россию импортировали 34 204 новых грузовика, то за первые шесть месяцев текущего года в страну ввезли только 3 559 новых грузовых автомобилей.
Значительная их часть ожидаемо пришлась на китайские модели (3 257 машин) — Sitrak, FAW, Sany и HOWO.
Такой резкий спад импорта в принципе хорошо демонстрирует, что сейчас происходит на рынке грузовой техники в РФ. При этом объясняется он сразу несколькими факторами.
Во-первых, после 2022-го года, когда российский рынок на фоне санкционных ограничений покинули европейские производители с их отлаженными и прогнозируемыми программами по поставкам автомобилей, освободившуюся нишу рьяно кинулись занимать китайские бренды. Однако ввоз техники, ориентированный на максимальное число продаж, оказался стихийным и плохо контролируемым.
И хотя 2023-й год отличился рекордными за последние 17 лет продажами, последовавший за ним спад тоже можно отнести к своего рода рекордам.
С одной стороны, транспортные, строительные и др. компании действительно смогли удовлетворить спрос на обновление и расширение автопарка, отложенный сначала из-за пандемии коронавируса, а затем — из-за санкций, что в любом случае должно было в последующем привести к снижению продаж.
Однако жесткая денежно-кредитная политика Центробанка с высокой ключевой ставкой, которая серьезно ухудшила возможности кредитования и лизинга, сделала это снижение продаж довольно значительным.
Причем речь идет не только о том, что компании пересматривают свои планы по обновлению автопарка и пока отказываются от закупок новой техники, многие возвращают лизингодателям уже приобретенные ранее автомобили. Так, по оценкам «КамАЗа», у лизинговых компаний сейчас скопилось порядка 10 тыс. возвращенных грузовиков.
По этим же оценкам, на складах импортеров «зависло» еще около 30 тыс. новых грузовых автомобилей, а в целом продажи грузовой техники по итогам первых шести месяцев 2025-го года сократились на 60%.
Стоит также отметить, что в августе-сентябре прошлого года массовый ввоз грузовиков из Китая подхлестнуло еще и ожидаемое резкое (на 70%) повышение утилизационного сбора, из-за чего дилеры стремились до 1-го октября импортировать как можно большее количество машин в страну по старым ценам.
Кроме того, на импорт грузовиков из Китая свое влияние оказывают и ужесточившиеся проверки Росстандарта. Недавно стало известно, что по решению ведомства в России временно (до устранения выявленных нарушений) приостановлены продажи моделей сразу нескольких китайских брендов — Dongfeng, Foton, FAW и Sitrak.
Ранее точно такое же предписание получил китайский Shacman, причем ограничения в отношении него все еще не сняты.