Итак, Литва все-таки приняла решение досрочно открыть пункты пропуска на границе с Беларусью

19 ноября 2025 г.17:32

Литва приняла решение досрочно открыть границу с Беларусью

Государственный таможенный комитет Республики Беларусь

В ходе состоявшегося сегодня, 19-го ноября, заседания Правительство Литвы все-таки решило открыть границу с Беларусью досрочно, сообщает информационное агентство «БелТА» со ссылкой на литовские СМИ. Ожидается, что автомобильные переходы возобновят свою работу в самое ближайшее время — уже в ночь с 19-го на 20-е ноября. Правда, в Государственном пограничном комитете РБ отмечают, что официального уведомления от литовских служб пока не получали. Однако белорусские власти всегда подчеркивали, что готовы в любой момент возобновить обслуживание транспортных средств в закрытых пограничных пунктах пропуска.

«Учитывая решения Национальной комиссии безопасности, принятые 18-го ноября этого года, что обстоятельства изменились и ограничения на пересечение государственной границы, установленные 29-го октября 2025-го года, больше не являются необходимыми для обеспечения внутренней безопасности, целесообразно отменить ограничения, установленные упомянутым постановлением», — передают литовские СМИ слова главы МВД балтийской республики Владислава Кондратовича.

В свою очередь, в МВД Литвы уточнили, что два автомобильных пункта пропуска, закрытых решением Правительства 29-го октября («Шальчининкай/Бенякони» и «Мядининкай/Каменный Лог»), возобновят работу с 00.00 20-го ноября (с 01.00 — по белорусскому времени).

Вместе с тем в пограничном и таможенном комитетах Беларуси информацию пока комментируют довольно скупо, отмечая, что еще не получили официального уведомления от литовской стороны.

Почему все-таки решили открыть границу досрочно?

Напомним: Литва приостановила пропуск транспортных средств через переходы «Шальчининкай/Бенякони» и «Мядининкай/Каменный Лог» (а только они на то время и функционировали на границе с Беларусью) без какого-либо предупреждения еще поздно вечером 26-го октября, а через три дня, 29-го октября, решение было подтверждено на уровне Правительства республики.

Главной причиной таких мер в Литве называют борьбу с контрабандой сигарет, которая осуществляется с помощью метеорологических зондов, в то время как их запуск угрожает авиационной безопасности страны, в том числе и выполнению гражданских полетов.

Изначально планировалось, что граница будет закрыта до 1-го декабря, а если ситуация с запуском зондов не изменится, то ограничения могут продлить еще и на больший срок.

Объясняя сейчас свое решение о досрочном возобновлении работы автомобильных переходов, в Правительстве Литвы ссылаются на рекомендации Комитета по национальной безопасности, по данным которого полеты метеорологических зондов в настоящее время являются единичными случаями.

Кроме того, стабилизировалась и ситуация с нелегальной миграцией. По словам главы пограничной службы Литвы Рустамаса Любаеваса, после 1-го ноября на границе с Беларусью не было ни одного задержания нелегального мигранта.

Как следствие, именно эти условия по официальной версии и позволили досрочно отменить решение о закрытии границы.

Правда, представители оппозиционных партий Литвы считают, что не менее решающим фактором стало задержание транспортных средств литовских перевозчиков на территории Беларуси.

Поскольку Литва приостановила работу пограничных переходов без какого-либо предупреждения, на территории Беларуси остались граждане балтийской республики, в том числе и водители грузовых автомобилей.

Правительство Литвы рассчитывало, что сможет добиться пропуска транспортных средств на временной основе — без открытия границы, однако белорусские власти поступили иначе.

На первом этапе они запретили грузовикам, зарегистрированным в Литве, выезжать через переходы с Польшей или Латвией, а с 10-го ноября в принципе приостановили их выпуск, указав литовским водителям переместить свои машины на охраняемые платные стоянки в приграничной зоне.

При этом в Государственном таможенном комитете РБ постоянно подчеркивали, что перевозчики смогут забрать свои транспортные средства только после того, как возобновится полноценное движение через белорусско-литовскую границу.

Однако только сутки на охраняемой стоянке стоят 120 евро за один грузовик, еще примерно в 200 евро обходится ежесуточный простой каждой фуры. Плюс, помимо непредвиденных финансовых издержек, перевозчики из Литвы из-за закрытия границы потеряли часть своих заказов, причем ограничения выпали именно на высокий сезон в логистике, на который транспортные компании всегда рассчитывают.

Одно время они даже хотели устроить акции протеста, перекрыв основные дороги страны, однако затем все-таки решили продолжить диалог с Правительством.

Если границу действительно откроют досрочно, уже с завтрашнего дня, литовские перевозчики смогут забрать свои транспортные средства и избежать еще больших расходов.

По последним данным, на территории Беларуси сейчас находится около 1,4 тыс. транспортных средств, зарегистрированных в Литве.