ЕС инвестирует почти 200 млн. евро в логистическую инфраструктуру Казахстана для развития транспортного коридора, обеспечивающего обход России

4 декабря 2025 г.17:46

ЕС инвестирует 195 млн. евро в логистическую инфраструктуру Казахстана

Пресс-служба Министерства иностранных дел Республики Казахстан

Евросоюз может инвестировать около 195 млн. евро в развитие инфраструктуры Транскаспийского международного транспортного маршрута в Казахстане, в том числе порта Актау на Каспийском море. Об этом, как отмечает ТАСС, сообщили в МИД Казахстана по итогам встречи главы внешнеполитического ведомства Ермека Кошербаева с еврокомиссаром по международному партнерству Йозефом Сикелой в Брюсселе. Транскаспийский маршрут обеспечивает связь Европы со странами Азии в обход России, именно поэтому его значение за последние три года существенно возросло. При этом в створах транспортного коридора имеется довольно много «узких» мест, которые сдерживают грузовой поток. К таковым, в частности, относятся порты на Каспийском море и сеть автомобильных дорог.

Как подчеркивается в сообщении МИД Казахстана, в ходе рабочей поездки в Брюссель «особое внимание было уделено итогам состоявшихся встреч на высоком уровне в апреле в Самарканде (первый саммит «Центральная Азия – ЕС» – прим.) и в ноябре в Ташкенте (экономический форум «Центральная Азия – ЕС» – прим.)».

Эти мероприятия в том числе были посвящены развитию логистической инфраструктуры в странах Центральной Азии и ее использованию для связи со странами ЕС. Так, в частности, в результате указанных встреч были достигнуты договоренности о модернизации портовых мощностей и автомобильных дорог вдоль Транскаспийского международного транспортного маршрута.

Именно в реализацию этих проектов ЕС может инвестировать почти 200 млн. евро.

«Были обозначены представленные на форумах инициативы, реализация которых будет способствовать развитию мультимодальной логистики, ускорению транспортных потоков и цифровизации процедур вдоль указанного маршрута. В частности, речь идет об инвестировании 45 млн. евро в модернизацию порта Актау, 150 млн. евро — в реконструкцию автомобильных дорог в Казахстане», — говорится в сообщении МИД центральноазиатской республики.

В нем уточняется, что в ходе встречи Йозеф Сикела в принципе подчеркнул, что «Евросоюз рассматривает Казахстан в качестве ключевого партнера в обеспечении устойчивой транспортной архитектуры региона».

Отметим: Транскаспийский международный транспортный маршрут был создан еще в 2010-х годах, однако только в 2022-м году он приобрел ключевую роль, поскольку смог обеспечить доставку санкционных товаров между странами Азии и Европы в обход России.

Так, например, по итогам 2022-го года суммарный грузооборот на маршруте составил 1,5 млн. тонн, а уже к концу 2024-го года он вырос сразу в три раза, до 4,5 млн. тонн.

По своей классической ветке Транскаспийский маршрут проходит через территорию Казахстана, который непосредственно граничит с Китаем, акваторию Каспийского моря, через Азербайджан и Грузию и в результате либо через Турцию, либо непосредственно из Грузии через акваторию Черного моря выходит на страны ЕС.

При этом, однако, порты на Каспийском море, а также сеть автомобильных дорог в Казахстане действительно являются «узкими» местами, сдерживающими рост грузового потока на транспортном коридоре.

Правда, на данный момент в Казахстане уже проводятся дноуглубительные работы в портах Актау и Курык, одновременно там идет строительство новых причалов, контейнерных и др. грузовых терминалов.

Кроме того, в июне этого года в республике началось строительство новой трассы, которая почти на 900 км сократит путь от границы с Китаем до каспийских портов.

Плюс, запланировано создание автомобильного коридора общей протяженностью 765 км, в состав которого в том числе войдет участок «Бейнеу-Саксаульский», обеспечивающий прямой выход к порту Актау. Недавно сообщалось, что как раз таки на реализацию этого проекта Казахстан планирует привлечь международные средства.