Грузовикам, «растаможенным на Калининград», могут дать возможность работать на всей территории ЕАЭС

25 ноября 2022 г.14:03

Для грузовиков, «растаможенных на Калининград», могут ввести послабления

commons.wikimedia.org

Власти Калининградской области считают, что грузовикам, растаможенным только на область, необходимо разрешить работать на территории всего Таможенного союза Евразийского экономического союза (ЕАЭС), что должно снизить остроту проблемы с простоем местных перевозчиков из-за запретов Евросоюза, сообщает ТАСС. При этом, однако, губернатор региона Антон Алиханов в ходе заседания областного Законодательного собрания подчеркнул, что для таких перевозчиков нужно разработать ограничения, чтобы они вернулись в экономику региона, а не продолжали работать на другие субъекты России.

В свое время в Калининградской области из-за ее особого географического положения были введены льготы, позволяющие приобрести грузовик за рубежом и не платить таможенные пошлины в регионе. В обиходе такую процедуру назвали «растаможкой на Калининград».

Правда, машины, «растаможенные на Калининград», можно без ограничений использовать только для внутренних региональных перевозок и для доставки грузов из Европы в Калининградскую область. По России для них действует запрет на транспортировку грузов без возвращения после этого в Калининград.

А чтобы работать полноценно в Таможенном союзе ЕАЭС, владелец такого грузовика должен уплатить все таможенные пошлины.

Сейчас же власти Калининградской области предлагают временно отменить действующие ограничения, поскольку из-за санкций ЕС калининградские перевозчики лишились возможности работать на европейском направлении. При этом между основной частью России и регионом они тоже могут перевозить значительно сокращенную номенклатуру грузов: автомобильный транзит т.н. «санкционных» товаров по территории Литвы запрещен.

«Чего я боюсь — того, что мы можем получить ситуацию, когда эти автомобили будут без уплаты таможенных платежей иметь возможность каботажа, то они потом в Калининград, в каком-то смысле, не вернутся и будут работать на экономику в других регионах», — выразил свои опасения Антон Алиханов в ответ на просьбу депутата Юрия Шитикова обратиться по данному поводу к федеральному Правительству.

Вместе с тем губернатор Калининградской области подчеркнул, что в целом поддерживает инициативу парламентария. «В целом, я поддерживаю предложение, но надо его хоть каким-то перечнем условий обставить, чтобы не получилось так, чтобы 4,5 тыс. грузовиков уедет до тех пор, пока не снимут санкции», — заметил он, уточнив, что необходимо подготовить совместное обращение региональных Правительства и Законодательного собрания на федеральный уровень с просьбой разрешить работу «растаможенных на Калининград» грузовиков в ЕАЭС.

По мнению Антона Алиханова, ограничения необходимы в том числе и потому, что они повысят шансы на принятие предложения со стороны федеральной власти. «Перевозчики, которые работают на основной территории РФ, которые платили таможенные платежи, они такой инициативе будут вряд ли рады. … Ограничения надо поставить, скажем, каботаж возможен, но не более трех перевозок без возвращения «на родину»», — предложил глава региона.

Проблема калининградских перевозчиков

При этом стоит также отметить, что калининградские перевозчики не получили определенных преимуществ и после введения в октябре ответных действий на санкции ЕС — запрета на въезд на территорию России для грузовиков, зарегистрированных в Евросоюзе и др. странах.

Если в соответствии с общими правилами иностранный перевозчик (из ЕС, Норвегии, Великобритании или Украины) может въехать только в приграничную зону, чтобы выполнить там перецепку или перегрузку (то есть далее в Россию груз доставляет уже российский перевозчик), то на Калининградскую область такое положение не распространяется. Здесь грузовик из т.н. «недружественной» страны не обязан перегружаться и может довезти товар непосредственно до пункта назначения.

Таким образом получается, что и с ответными мерами, которые должны защитить интересы российских перевозчиков, калининградские перевозчики своего увеличенного объема работы не получили.

Чтобы как-то облегчить их положение, региональные власти предусмотрели возможность субсидирования уплаты транспортного налога для транспортных компаний и ИП, входящих в реестр международных автомобильных перевозчиков. Однако чтобы рассчитывать на эти субсидии, необходимо еще пройти специальный отбор, гарантировав при этом сохранение рабочих мест и продолжение деятельности как минимум до 31-го декабря 2023-го года.