Грузовикам, «растаможенным на Калининград», могут дать возможность работать на всей территории ЕАЭС
25 ноября 2022 г.14:03
commons.wikimedia.org
Власти Калининградской области считают, что грузовикам, растаможенным только на область, необходимо разрешить работать на территории всего Таможенного союза Евразийского экономического союза (ЕАЭС), что должно снизить остроту проблемы с простоем местных перевозчиков из-за запретов Евросоюза, сообщает ТАСС. При этом, однако, губернатор региона Антон Алиханов в ходе заседания областного Законодательного собрания подчеркнул, что для таких перевозчиков нужно разработать ограничения, чтобы они вернулись в экономику региона, а не продолжали работать на другие субъекты России.
В свое время в Калининградской области из-за ее особого географического положения были введены льготы, позволяющие приобрести грузовик за рубежом и не платить таможенные пошлины в регионе. В обиходе такую процедуру назвали «растаможкой на Калининград».
Правда, машины, «растаможенные на Калининград», можно без ограничений использовать только для внутренних региональных перевозок и для доставки грузов из Европы в Калининградскую область. По России для них действует запрет на транспортировку грузов без возвращения после этого в Калининград.
А чтобы работать полноценно в Таможенном союзе ЕАЭС, владелец такого грузовика должен уплатить все таможенные пошлины.
Сейчас же власти Калининградской области предлагают временно отменить действующие ограничения, поскольку из-за санкций ЕС калининградские перевозчики лишились возможности работать на европейском направлении. При этом между основной частью России и регионом они тоже могут перевозить значительно сокращенную номенклатуру грузов: автомобильный транзит т.н. «санкционных» товаров по территории Литвы запрещен.
«Чего я боюсь — того, что мы можем получить ситуацию, когда эти автомобили будут без уплаты таможенных платежей иметь возможность каботажа, то они потом в Калининград, в каком-то смысле, не вернутся и будут работать на экономику в других регионах», — выразил свои опасения Антон Алиханов в ответ на просьбу депутата Юрия Шитикова обратиться по данному поводу к федеральному Правительству.
Вместе с тем губернатор Калининградской области подчеркнул, что в целом поддерживает инициативу парламентария. «В целом, я поддерживаю предложение, но надо его хоть каким-то перечнем условий обставить, чтобы не получилось так, чтобы 4,5 тыс. грузовиков уедет до тех пор, пока не снимут санкции», — заметил он, уточнив, что необходимо подготовить совместное обращение региональных Правительства и Законодательного собрания на федеральный уровень с просьбой разрешить работу «растаможенных на Калининград» грузовиков в ЕАЭС.
По мнению Антона Алиханова, ограничения необходимы в том числе и потому, что они повысят шансы на принятие предложения со стороны федеральной власти. «Перевозчики, которые работают на основной территории РФ, которые платили таможенные платежи, они такой инициативе будут вряд ли рады. … Ограничения надо поставить, скажем, каботаж возможен, но не более трех перевозок без возвращения «на родину»», — предложил глава региона.
Проблема калининградских перевозчиков
При этом стоит также отметить, что калининградские перевозчики не получили определенных преимуществ и после введения в октябре ответных действий на санкции ЕС — запрета на въезд на территорию России для грузовиков, зарегистрированных в Евросоюзе и др. странах.
Если в соответствии с общими правилами иностранный перевозчик (из ЕС, Норвегии, Великобритании или Украины) может въехать только в приграничную зону, чтобы выполнить там перецепку или перегрузку (то есть далее в Россию груз доставляет уже российский перевозчик), то на Калининградскую область такое положение не распространяется. Здесь грузовик из т.н. «недружественной» страны не обязан перегружаться и может довезти товар непосредственно до пункта назначения.
Таким образом получается, что и с ответными мерами, которые должны защитить интересы российских перевозчиков, калининградские перевозчики своего увеличенного объема работы не получили.
Чтобы как-то облегчить их положение, региональные власти предусмотрели возможность субсидирования уплаты транспортного налога для транспортных компаний и ИП, входящих в реестр международных автомобильных перевозчиков. Однако чтобы рассчитывать на эти субсидии, необходимо еще пройти специальный отбор, гарантировав при этом сохранение рабочих мест и продолжение деятельности как минимум до 31-го декабря 2023-го года.