Государственная Дума в первом чтении разрешила каботажные перевозки на территории России

10 июля 2020 г.15:40

Госдума разрешила в первом чтении каботажные перевозки в России

Федеральная таможенная служба

В среду, 8-го июля, Государственная Дума, наконец, приняла в первом чтении законопроект о каботажных автомобильных перевозках, который был внесен на рассмотрение парламента еще в 2017-м году. Документ разрешает выполнение на территории России каботажных перевозок, которые на данный момент запрещены. Однако разрешение будет действовать только для перевозчиков, зарегистрированных в странах ЕАЭС.

Итак, согласно законопроекту, перевозчик, зарегистрированный в одной из стран ЕАЭС, сможет выполнить каботажную перевозку только после того, как доставил груз на территорию России. Он должен иметь соответствующее разрешение и допуск к осуществлению международных автомобильных перевозок.

При этом каботажные перевозки опасных грузов даже для транспортных компаний из ЕАЭС будут по-прежнему запрещены.

Как следует из проекта Кодекса об административных правонарушениях, который вступит в силу с 1-го января 2021-го года, при нарушении принятых правил каботажа водителей из ЕАЭС смогут оштрафовать на 100-150 тыс. рублей (для других иностранных перевозчиков, для которых каботаж, в принципе, запрещен, санкции будут выше — 150-200 тыс. рублей).

Напомним: программа либерализации каботажных перевозок внутри ЕАЭС была принята еще в мае 2015-го года. Ее подписали Армения, Беларусь, Кыргызстан и Россия. Казахстан должен присоединиться к ней в 2025-м году.

Однако в то время как три страны уже перешли к реализации третьего этапа, Россия до сих пор не внесла необходимых изменений в законодательство, которые позволили хотя бы приступить к выполнению программы. Никто из иностранных перевозчиков не может, завершив рейс в России, осуществить на обратном пути перевозку по ее территории.

За это водителю грозит штраф в размере от 150 до 200 тыс. рублей.

Первый этап программы, который, по планам, должны были реализовать еще в течение 2016-го и 2017-го годов, разрешал перевозчикам, зарегистрированным в стране ЕАЭС, после выгрузки в Армении, Беларуси, Кыргызстане или России выполнить одну каботажную перевозку, но только в пределах отдельных районов этих государств.

В Армении это — Арагацотн, Лори и Тавуш, в Беларуси — Гомельская, Могилевская и Витебская области, в Кыргызстане — Таласская, Чуйская и Иссык-Кульская области, в России — Брянская, Псковская и Смоленская области (для белорусских перевозчиков), Ростовская область, Ставропольский край и Северная Осетия (для армянских перевозчиков), Челябинская, Новосибирская и Свердловская области (для перевозчиков Кыргызстана).

Второй этап, который Армения, Беларусь и Кыргызстан проработали в 2018-м и 2019-м годах, предусматривал, что каботажная перевозка может быть выполнена уже на территорию указанных районов, а не в их пределах.

А третий этап, к которому должны приступить с этого года, дает право осуществлять каботажную перевозку между любыми населенными пунктами на территории одной страны.

После 2025-го года количество таких перевозок, по планам, увеличится до трех.

Таким образом, в России даже сам законопроект подготовили и внесли на рассмотрение парламента тогда, когда каботажные перевозки для компаний, зарегистрированных в ЕАЭС, уже точно должны были быть разрешены и страна уже год как должна была проводить «пилоты» по первому этапу.