Россия задерживает выполнение программы либерализации каботажных автомобильных перевозок в ЕАЭС
6 марта 2020 г.12:31
Пресс-служба Евразийской экономической комиссии
Коллегия Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) предложила ускорить выполнение программы либерализации каботажных автомобильных перевозок в странах Евразийского экономического союза (ЕАЭС), сообщает пресс-служба ЕЭК. Как было отмечено на заседании Коллегии, мероприятия, необходимые для реализации программы, проведены в срок не всеми государствами ЕАЭС.
Так, Беларусь уже приступила к реализации третьего этапа программы: в январе этого года на ее территории совершено несколько каботажных перевозок. Армения и Кыргызстан заявили о готовности к запуску третьего этапа. Россия же не внесла изменения в законодательство, позволяющие перевозчикам других стран Союза совершать каботажные перевозки по ее территории.
Поправки в закон о каботажных перевозках на территории России были внесены в Государственную Думу еще в конце 2017-го года. Первое чтение законопроекта было намечено на июль 2019-го года, но он так и не был рассмотрен, процедура была перенесена на осеннюю сессию. С тех пор законопроект больше не обсуждался.
Каботажные перевозки в России могут разрешить после 1-го января 2021-го года, так как в проекте новой редакции Кодекса об административных правонарушениях есть отдельная статья, где упоминаются штрафы за неправомерное осуществление таких перевозок.
Темпы исполнения программы неоднократно рассматривались на Консультативных комитетах по транспорту и инфраструктуре Комиссии и Совете руководителей уполномоченных органов в области транспорта государств Союза, на заседаниях Евразийского межправительственного совета и глав государств Союза. По их итогам отмечалась необходимость ускорить в странах Союза принятие мер, нужных для начала реализации программы. На Совете ЕЭК и на саммите глав стран-участниц ЕАЭС этот вопрос рассмотрят повторно.
Программа либерализации каботажных перевозок была утверждена президентами стран ЕАЭС в мае 2015-го года и рассчитана на период с 2016-й по 2025-й годы. Изначально она была согласована между Беларусью, Россией и Арменией, затем к ней присоединился Кыргызстан. Казахстан станет пятым участником с 2025-го года.
Ключевые задачи программы — сократить порожние пробеги, снизить транспортные издержки потребителей услуг грузового автомобильного транспорта и создать условия для развития конкуренции на рынке автотранспортных услуг. Контроль за ее исполнением в каждой из стран осуществляют местные министерства транспорта. Она будет распространяться на все автомобильные перевозки за исключением перевозок опасных грузов.
Программа состоит из 4 этапов. Первый этап (с 1-го января 2016-го года по 31-е декабря 2017-го года) разрешал выполнить одну каботажную перевозку на территории некоторых регионов Армении, Беларуси, Кыргызстана и России после завершения международной перевозки грузов в попутном направлении в страну регистрации.
На втором этапе (с 1-го января 2018-го года по 31-е декабря 2019-го года) перевозчикам, завершившим международную перевозку на территории страны Союза, разрешалась одна каботажная перевозка в избранные регионы той же страны в попутном направлении в государство регистрации.
Для первого и второго этапов регионами, где разрешены каботажные перевозки, являются Арагацотн, Лори и Тавуш в Армении, Гомельская, Могилевская и Витебская области в Беларуси, в Кыргызстане — Таласская, Чуйская и Иссык-Кульская области, для белорусских перевозчиков в России — Брянская, Псковская и Смоленская области.
В рамках третьего этапа (с 1-го января 2020-го года по 31-е декабря 2024-го года) перевозчикам из стран-членов ЕАЭС после завершения международной перевозки на территории Армении, Беларуси, Кыргызстана и России разрешается совершить одну каботажную перевозку по территории любых населенных пунктов той же страны в попутном направлении в государство регистрации.
Четвертый этап (с 1-го января 2025-го года) разрешает перевозчикам, зарегистрированных в странах ЕАЭС, три каботажные перевозки на территории стран Союза.