Государственная Дума ратифицировала соглашение о переходе на безразрешительный режим грузоперевозок с Беларусью
25 марта 2025 г.17:05

Официальный телеграм-канал Федеральной таможенной службы РФ
Государственная Дума РФ ратифицировала соглашение с Беларусью о международных автомобильных перевозках. Одна из основных целей документа — полный отказ от обмена разрешениями на доставку грузов, в том числе разрешениями «в/из третьих стран». На полностью безразрешительную систему стороны должны перейти к 1-му января 2030-го года. При этом, несмотря на то что документ официально еще не начал действовать, некоторые его положения уже должны были бы вступить в силу.
Так, в частности, на данный момент между Россией и Беларусью уже отменены двусторонние и транзитные разрешения на перевозку грузов.
Кроме того, в соответствии с соглашением стороны не должны обмениваться разрешениями «в/из третьих стран» при выполнении перевозок между государствами, входящими в ЕАЭС.
Плюс, с 1-го января 2024-го года документом предусматривался отказ от обмена «дозволами» для доставки грузов из Албании, Боснии и Герцеговины, Северной Македонии, Сербии и Черногории или на территорию этих стран, а с 1-го января 2025-го года — при осуществлении грузовых рейсов между участниками Содружества Независимых Государств (СНГ).
При этом само соглашение было подписано еще в августе 2023-го года. И хотя белорусский парламент успел ратифицировать документ уже к концу того же года, российская Государственная Дума, как видим, приняла его только сейчас, в то время как необходимо еще утверждение и Советом Федерации (верхней палатой парламента).
В принципе, соглашение предписывает и следующие этапы отказа от обмена разрешениями «в/из третьих стран» с тем, чтобы уже к 1-му января 2030-го года грузовые перевозки между Россией и Беларусью выполнялись полностью на безразрешительной основе.
А именно: в дальнейшем, с 1-го января 2026-го года, утратят необходимость «дозволы» при доставке товаров из Великобритании и государств Европейского союза или на территорию этих стран (правда, на этом этапе исключение составят Австрия, Бельгия, Германия, Италия, Нидерланды, Франция, Польша, Финляндия, Швеция, Чехия, Литва, Латвия и Эстония); с 1-го января 2028-го года перевозчикам не придется получать разрешения при транспортировке между Россией и Беларусью грузов третьих государств, а вот уже с 1-го января 2030-го года «дозволы» не понадобятся для осуществления перевозок грузов с территории или на территорию всех государств.
Одновременно соглашение между Россией и Беларусью регламентирует также выполнение каботажных автомобильных перевозок грузов. Впрочем, эти положения документа сходятся с нормами российского соответствующего закона, который вступил в силу с 1-го марта текущего года.
Так, например, белорусский перевозчик может выполнить на территории России не более трех последовательных каботажных рейсов, на каждый из которых необходимо получать разрешение от Ространснадзора. При этом приступить к первому каботажному рейсу можно только при условии, что транспортное средство заехало в Россию груженым и разгрузилось на ее территории, а с момента этой разгрузки до завершения последнего каботажного рейса прошло максимум семь календарных дней.
При этом, однако, в соответствии с соглашением между сторонами допускаются также каботажных перевозки в рамках реализации инвестиционных проектов.
Чтобы соглашение вступило в силу, оно должно пройти все необходимые ратификационные процедуры как в России, так и в Беларуси. И поскольку в Беларуси ратификация соглашения уже завершена, остается только принятие документа Советом Федерации и президентом РФ.
Таким образом, уже в течение нескольких ближайших месяцев нормы соглашения начнут официально применять на практике.