Эксперты: полную компенсацию утилизационного сбора смогут получать лишь 1-2 производителя

19 декабря 2019 г.12:40

Полную компенсацию утильсбора смогут получать лишь 1-2 производителя

Правительство РФ

Министерство промышленности и торговли в ближайшие дни направит автоконцернам окончательный вариант правил дифференциации промышленных субсидий, являющихся, по сути, компенсацией утилизационного сбора, цитирует ТАСС главу ведомства Дениса Мантурова. Эксперты считают, что при таких условиях на полное возмещение расходов смогут рассчитывать 1-2 производителя.

«В ближайшее время, в ближайшие дни направим уже производителям окончательный вариант, который будет вам точно известен», — сказал Денис Мантуров. По его словам, дифференциация будет мотивировать автопроизводителей наращивать производство в России.

«Дифференциация промсубсидий должна мотивировать игроков к тому, чтобы больше заниматься организацией производства компонентов, локализовывать, повышать уровень ее непосредственно на самих предприятиях, использовать российские компоненты более активно для того, чтобы формировалась большая добавленная стоимость в стране», — отметил министр.

Напомним: несколько дней назад стало известно, что Правительство утвердило схему дифференциации промышленных субсидий, которые, по сути, являются компенсацией утилизационного сбора. Они будут рассчитываться для каждого сегмента (легковые автомобили, LCV, автобусы и грузовики) в зависимости от уровня локализации в России их производства. Уровень локализации будет определяться баллами в соответствии с Постановлением Правительства.

При этом, по информации «Коммерсанта», в 2020-м году федеральный бюджет еще будет гарантированно возмещать 50% от расходов на уплату сбора, однако с 2022-го года весь объем компенсации будет высчитываться от степени локализации производства.

Промышленные субсидии получат только те компании, которые ранее заключили с Правительством специальный инвестиционный контракт (СПИК). Он как раз таки и предусматривает обязанность по наращиванию производства на территории России, однако на начальном этапе достаточными были условия по локализации сборки и окраски.

Между тем источник ТАСС в отрасли отмечает, что условия для получения промышленных субсидий на компенсацию утилизационного сбора, предложенные Правительством РФ, трудновыполнимы. По его словам, при таком подходе на полное возмещение могут рассчитывать лишь 1-2 производителя из всего списка компаний, подписавших СПИК. Источник ТАСС подчеркивает, что под требования не подпадают любые современные модели даже у российских производителей, поскольку они содержат существенную долю зарубежных компонентов, не выпускающихся в России.

При этом с 1-го января 2020-го года ставки утилизационного сбора увеличиваются: в сегменте грузовых автомобилей максимальным будет повышение на магистральные тягачи массой от 12 до 20 тонн — на 66,8%, в сегменте легковых автомобилей на машины объемом от 3,5 литра — на 145%.

Утилизационный сбор был введен в 2012-м году одновременно со вступлением России во Всемирную торговую организацию. На фоне снижения ввозных пошлин на автомобили он, по сути, взял на себя их функцию — защиту внутреннего рынка: почти все российские автосборочные заводы получают субсидии, сопоставимые с размером сбора.

В 2016-м году сбор проиндексировали на 65%, в 2018-м году — в среднем на 15%, но по некоторым позициям рост достиг 90%.