Для запуска полноценных перевозок по железнодорожному мосту «Нижнеленинское-Тунцзян» создадут специальную рабочую группу
18 октября 2022 г.11:59
Пресс-служба Правительства Еврейской автономной области
Вице-премьер, полномочный представитель президента РФ в Дальневосточном федеральном округе (ДФО) Юрий Трутнев во вторник, 18-го октября, заявил, что будет создана рабочая группа для решения проблемы с перевозкой грузов через железнодорожный мост «Нижнеленинское-Тунцзян» на границе Еврейской автономной области (ЕАО) с Китаем, сообщает ТАСС. На данный момент сам мост уже построен, однако он по-прежнему не обеспечен необходимой инфраструктурой для приема многих видов как экспортных, так и импортных грузов.
«Мы создадим рабочую группу из представителей Минвостокразвития, региона, вас сюда включим и попросим поучаствовать в этой работе Генеральную прокуратуру РФ, — заявил Юрий Трутнев заместителю министра транспорта РФ Валентину Иванову. — Страна находится в достаточно сложном положении, спрос должен быть другой, и он будет другим. Если сегодня бездействие чиновника наносит ущерб государству, если мост построен, а железнодорожный пункт пропуска не пропускает необходимую номенклатуру грузов, то наносится ущерб государству. ... Если это есть, то будете отвечать уже перед правоохранительными органами».
Напомним: возведение моста «Нижнеленинское-Тунцзян», который стал первым железнодорожным мостом между Россией и Китаем, завершилось в апреле этого года. Тогда сообщалось, что транспортный переход вот-вот откроется для перевозки грузов, однако полноценный грузовой поток здесь по-прежнему не налажен.
Осенью этого года в Дальневосточной железной дороге (филиал «РЖД») уверяли, что все необходимые работы по организации железнодорожного пункта пропуска в районе моста уже выполнены и ожидается только решение об открытии перехода от китайской стороны.
Вместе с тем недавно губернатор ЕАО Ростислав Гольдштейн заявил, что на самом деле на железнодорожной станции «Ленинск-2» до сих пор нет инфраструктуры для приемки и оформления многих видов грузов — как экспортных, так и импортных. «Инфраструктура, которая сегодня существует, позволяет досматривать только насыпные грузы на экспорт. Прием импортных грузов в настоящее время невозможен», — подчеркнул глава региона.
В свою очередь, заместитель министра транспорта РФ на это ответил, что для экпорта на железнодорожном пункте пропуска никаких ограничений нет, а инфраструктура для импорта не была вовремя построена из-за смены инвестора. «Мы сейчас поймем, какие сроки у нового владельца по созданию приемо-отправочных путей и транспортно-логистического комплекса. С учетом этого необходимая инфраструктура для импорта тоже будет сделана. Здесь никаких проблем не видим», — уточнил он.
В сентябре этого года между Правительством ЕАО и ООО «Нижнеленинский транспортно-логистический терминал» было подписано соглашение о строительстве логистического терминала в районе железнодорожного моста «Нижнеленинское-Тунцзян». К реализации проект планировали приступить в следующем году.
Дорога к железнодорожному мосту
В то же время, по словам губернатора ЕАО Ростислава Гольдштейна, есть проблема и с доставкой грузов к железнодорожному мосту. Так, пропускная способность ветки «Биробиджан – Нижнеленинское-1» сейчас составляет только около 9 млн. тонн, лишь к 2030-му году ее планируют увеличить до 20 млн. тонн. Пока это произойдет, часть грузов к мосту вообще будет доставляться по автомобильной дороге, которая, в свою очередь, тоже нуждается в ремонте.
«Пока не заработает нормально железнодорожная ветка, нам необходимо будет везти эти грузы по дороге «Биробиджан-Унгун-Ленинское», которая сегодня является региональной, и вы тоже давали несколько поручений, чтобы Минтранс принял эту дорогу, так как она идет к международному трансграничному переходу, в собственность или выделил денежные средства на ее восстановление», — обратился глава ЕАО к Юрию Трутневу.
«Огромный грузопоток, мы просто опозоримся с инвесторами — и нашими, и иностранными, если этого не сделать. Только сегодня заявлено инвесторами 35 млн. тонн, которые они готовы провести», — заключил Ростислав Гольдштейн.
В прошлом году вице-премьер РФ Марат Хуснуллин уже поручил внести предложения по решению вопроса о передаче трассы «Биробиджан-Унгун-Ленинское» в федеральную собственность. Тогда губернатор региона сообщал, что реконструкция участка дороги длиной 4,5 км с освещением, автобусными остановками и пешеходными дорожками обошлась почти в 472 млн. рублей за три года.
Мостовой переход «Нижнеленинское-Тунцзян»
Мостовой переход «Нижнеленинское-Тунцзян» через реку Амур стал первым железнодорожным мостом между Россией и Китаем. Проект реализован в рамках межправительственного соглашения между РФ и КНР на средства Фонда развития Дальнего Востока (теперь ВЭБ.ДВ) и Российско-китайского инвестиционного фонда. Общий объем инвестиций — 12 млрд. рублей.
Протяженность моста достигает 2,2 км, из них 309 метров приходится на российскую сторону. Транспортный переход рассчитан на поочередный пропуск поездов по железнодорожному пути с колеей двух стандартов: для российского и китайского подвижных составов.
Изначально планировалось, что на первом этапе грузооборот по мосту составит 5,2 млн. тонн в год, а после реконструкции железнодорожного участка «Биробиджан-Ленинск» он возрастет примерно до 20 млн. тонн в год.