Литва официально уведомила Беларусь о закрытии пограничных переходов

31 октября 2025 г.12:25

Литва официально уведомила Беларусь о закрытии пограничных переходов

Государственный таможенный комитет Республики Беларусь

В Государственном пограничном комитете РБ сообщили, что Литва официально уведомила белорусскую сторону о закрытии автомобильных пунктов пропуска на совместной границе. Ограничения будут действовать как минимум до 01.00 (по белорусскому времени) 1-го декабря 2025-го года. При этом одновременно в своем уведомлении Литва озвучила полный перечень лиц, которые в период ограничений могут рассчитывать на пропуск через переход «Каменный Лог/Мядининкай». Вместе с тем на данный момент в электронной очереди на въезд в Литву до сих пор значится более 1,2 тыс. грузовых автомобилей, значительная часть из которых зарегистрирована как раз таки в странах Евросоюза, в том числе в самой Литве. Накануне премьер-министр балтийской республики Инга Ругинене заявила, что готова провести встречу с представителями транспортного сектора для решения этого вопроса.

«В адрес органов пограничной службы Беларуси поступило официальное уведомление от Службы охраны госграницы при МВД Литвы о том, что Правительством Литовской Республики 29-го октября 2025-го года принято Постановление «Об ограничении и приостановлении пересечения государственной границы Литовской Республики»», — говорится в сообщении Государственного пограничного комитета РБ.

В нем уточняется, что ограничения на пересечение белорусско-литовской границы будут действовать (если их своим решением Правительство Литвы еще не продлит) до 01.00 (по белорусскому времени) 1-го декабря 2025-го года.

Пункт пропуска «Бенякони/Шальчининкай» все это время в принципе не будет функционировать, а через «Каменный Лог/Мядининкай» смогут проезжать лица, подпадающие под исключения.

При этом литовская сторона в своем уведомлении уточнила перечень таких исключений. Это:

• лица, имеющие дипломатические или служебные паспорта либо перевозящие дипломатическую почту Литовской Республики,

• лица, следующие по документу упрощенного транзита, выданному в соответствии с Регламентом Совета (EC) №693/2003 от 14-го апреля 2003-го года, устанавливающим специальный документ упрощенного транзита (STD) (т.н. «калининградский транзит»);

• граждане Литовской Республики и члены их семей, возвращающиеся в Литовскую Республику;

• иностранцы, имеющие действительное разрешение на проживание в Литовской Республике и возвращающиеся в нее;

• иностранцы, прибывающие в Литовскую Республику по гуманитарным визам, выданным представительствами Литовской Республики;

• граждане следующих государств: стран Евросоюза и Европейской экономической зоны (Исландия, Лихтенштейн и Норвегия), Швейцарии, Андорры, Монако, Сан-Марино, Ватикана, Украины и стран НАТО.

Вместе с тем на данный момент на территории Беларуси на въезде в Литву застряло 1 240 грузовиков, значительная часть которых принадлежит транспортным компаниям из ЕС, в том числе из самой Литвы, поскольку грузовым автомобилям, зарегистрированным в России (за исключением транзита несанкционных товаров в Калининградскую область и обратно) и в Беларуси, въезд в страны ЕС в соответствии с действующим санкционным режимом в принципе запрещен.

Правда, на момент закрытия границы в электронной очереди числилось около 1,6 тыс. фур. Таким образом, пропуск возвращающегося грузового транспорта все-таки постепенно идет. Например, вчера, 30-го октября, по данным Государственного пограничного комитета РБ, Литва пропустила на свою территорию через «Каменный Лог/Мядининкай» 12% большегрузов.

Однако в ассоциации грузоперевозчиков Литвы «Линава» в любом случае обеспокоены сложившейся ситуацией. «Ситуация критическая. Машины через КПП на белорусско-литовской границе проехать не могут. Водители ищут объезд через Польшу или Латвию, но там на границе уже скопились многокилометровые очереди», — заявил накануне генеральный секретарь объединения Нарунас Раулинайтис.

Чуть позже премьер-министр Литвы Инга Ругинене ответила, что Правительство республики согласно в ближайшее время провести встречу с представителями транспортного сектора для обсуждения вопросов дальнейшей работы грузоперевозчиков.

Что касается в целом грузоперевозок на европейском направлении, то они сейчас будут вынуждены переориентироваться на Польшу и Латвию, на границе с которыми работает по одному пункту пропуска для грузового транспорта («Козловичи/Кукурыки» и «Григоровщина/Патерниеки» соответственно).

Правда, недавно власти Польши заявили, что готовы открыть еще два перехода на границе с Беларусью — «Кузница Белостоцкая/Брузги» и «Бобровники/Берестовица», причем сделать это в самое ближайшее время, однако литовская сторона попросила отложить перезапуск пунктов пропуска хотя бы до середины ноября.