Железные дороги России и Казахстана подписали соглашение о стратегическом сотрудничестве

29 ноября 2024 г.09:38

Железные дороги России и Казахстана подписали соглашение о сотрудничестве

Пресс-служба президента Республики Казахстан

Глава «РЖД» Олег Белозеров и председатель правления «Казахстан темир жолы» («КТЖ») Нурлан Сауранбаев подписали соглашение о стратегическом сотрудничестве, говорится в официальном телеграм-канале «РЖД». Стороны договорились совместно развивать железнодорожные перевозки на пространстве Евразии, в том числе по маршруту «Китай-Казахстан-Россия-Беларусь». Кроме того, Россия и Казахстан будут синхронно модернизировать инфраструктуру пограничных пунктов пропуска и в целом способствовать продвижению международных транспортных коридоров, завершив, в частности, создание единого оператора для логистического маршрута «Север-Юг».

Церемония подписания соглашения прошла в присутствии президента России Владимира Путина и президента Казахстана Касым-Жомарта Токаева в Астане. В целом, компании договорились совместно работать над повышением конкурентоспособности перевозок на пространстве Евразии, в которых задействована железнодорожная инфраструктура двух стран.

Так, например, в рамках соглашения «РЖД» и «КТЖ» проанализируют пропускную способность стыковых пунктов и прилегающих участков между железными дорогами двух стран для выработки мер по их оптимальному использованию и на основе совместных исследований синхронизируют модернизацию приграничной инфраструктуры для обеспечения беспрепятственного сообщения через пункты пропуска между Россией и Казахстаном.

Одновременно «РЖД» и «КТЖ» продолжат работу по цифровизации и переходу на безбумажные технологии для создания единого цифрового пространства.

«Для повышения эффективности транспортных связей на восточном маршруте МТК «Север-Юг» создадим единого логистического оператора. Новое предприятие с участием компаний «РЖД Логистика» и «КТЖ Экспресс» будет привлекать дополнительные объемы грузов, в том числе и для транзитных перевозок по направлению «Китай-Казахстан-Россия-Беларусь»», — подчеркивается в сообщении «РЖД».

Напомним: накануне министр транспорта Казахстана Марат Карабаев рассказал, что Россия и Казахстан уже завершили предварительные процедуры для создания совместного логистического оператора на восточной ветке маршрута «Север-Юг». О создании такого предприятия стороны договорились еще в феврале этого года, к соглашению также должен присоединиться Туркменистан.

Кроме того, в июле текущего года Россия, Казахстан, Туркменистан и Иран подписали «дорожную карту» по синхронному развитию восточной вети МТК «Север-Юг». Помимо модернизации логистической инфраструктуры, мероприятия в числе прочего предусматривают проведение единой тарифной политики и устранение действующих административных барьеров.

Международный транспортный коридор «Север-Юг» имеет три ветки — восточную, западную и центральную. Восточная ветка огибает Каспийское море с востока, проходит по территории России, Казахстана, Туркменистана и Ирана и отличается преимущественно железнодорожным сообщением.

По итогам 10 месяцев 2024-го года по этому маршруту было перевезено 1,8 млн. тонн грузов, в то время как его пропускная способность составляет 10 млн. тонн, а в перспективе способна достигнуть 20 млн. тонн.

Добавим также, что после 2022-го года транспортный коридор «Север-Юг» получил первостепенное значение для России, находящейся под масштабными санкционными ограничениями. В таких условиях маршрут поддерживает переориентацию российской логистики на страны Азии и обеспечивает для РФ дополнительный выход к морю — через иранские порты.