Запрет на ввоз российских прицепов в Евросоюз может спровоцировать рост тарифов и увеличение сроков перевозки
26 июня 2023 г.17:57
Пресс-служба Северо-Западного таможенного управления
С 24-го июня 2023-го года в рамках очередного пакета санкций ЕС вступил в силу запрет на ввоз в страны Евросоюза прицепов и полуприцепов с российской регистрацией. А так как до этого в грузовых перевозках на европейском направлении как раз таки активно использовалась перецепка на российские прицепы, новые ограничительные меры могут спровоцировать рост тарифов и увеличение сроков доставки товаров.
«Естественно, данное решение ЕС осложняет логистику», — подчеркивает Евгений Дятлов, руководитель направления по международным перевозкам FM Logistic в России.
По его словам, до недавнего времени прицепы с российской регистрацией активно использовались для доставки товаров на европейском направлении, в то время как европейцы остерегались отдавать свои прицепы для перевозки грузов в Россию. «Сейчас рынку нужно будет подстраиваться», — отмечает Евгений Дятлов.
О том, что значительная доля российских прицепов и полуприцепов ввозилась на территорию Евросоюза, говорят и данные финской таможни. Накануне, 23-го июня, там сообщили, что около 40% коммерческих автомобильных перевозок, пересекающих восточную границу, имеет прицепы или полуприцепы, зарегистрированные в России.
Все они (если на момент введения санкций находились в Евросоюзе) должны быть возвращены в РФ до 30-го июня. Новые же перевозки с использованием российских прицепов и полуприцепов в ЕС невозможны уже с субботы, 24-го июня.
Таким образом, с 24-го июня в грузовых автомобильных перевозках между Россией и странами ЕС должна вырасти доля перегрузок, которые, в отличие от схемы перецепки, занимают не несколько часов, а несколько дней и требуют больше финансовых затрат. А это, в свою очередь, способно вызвать рост тарифов.
«Насколько серьезно могут вырасти тарифы, зависит от цен на погрузочно-разгрузочные работы и времени, которое потребуется на проведение этих работ, — поясняет Сергей Трукшин, специалист по операционной работе Novelco. — Перевозчики будут вынуждены закладывать время простоя на ТЛЦ в стоимость транспортировки. Сегодня день такого простоя стоит 150 евро».
При этом Евгений Дятлов напоминает, что в последнее время тарифы на автомобильные перевозки на европейском направлении «падали на фоне простаивающего автопарка подрядчиков». «Сейчас мы ожидаем стабилизацию ситуации», — отмечает он.
Руководитель направления по международным перевозкам FM Logistic в России указывает на то, что сейчас поток грузов из Евросоюза в Россию в принципе активно снижается в связи с переориентацией логистики на восток.
Правда, «несмотря на то, что часть перевозок переориентировалась на китайское и западно-азиатское направления, доля прямых перевозок из Европы остается достаточно высокой», уточняет Сергей Трукшин. Он подчеркивает, что «решение ЕС усложнит процесс доставки грузов, повысит ее стоимость и увеличит сроки».
Каким будет ответ России?
Вместе с тем на данный момент еще непонятно, какими будут действия России и не запретит ли она в ответ перевозку по территории РФ прицепов и полуприцепов с регистрацией стран ЕС. Какой-то официальной информации по этому поводу еще не поступало. Однако если ответные ограничительные меры со стороны России все-таки будут, это может практически полностью перевести грузовые перевозки между РФ и ЕС на схему перегрузок.
Можно ожидать, что какое-либо решение Правительством РФ будет принято до конца этой недели. Поскольку именно до 30-го июня 2023-го года действует общий запрет на въезд европейских грузовиков в Россию, на основании чего в приграничной зоне РФ и выполняются операции по перецепке или перегрузке.
А так как этот запрет планируют продлить еще как минимум до конца текущего года, одновременно с продлением могут внести и дополнительные ограничения для перевозчиков из ЕС, в том числе насчет использования прицепов и полуприцепов.
При этом стоит напомнить, что еще с 1-го июня по инициативе польской стороны был запрещен ввоз российских, а также белорусских прицепов и полуприцепов через белорусско-польский участок границы, а с 3-го июля Беларусь ограничивает транспортировку по своей территории польских прицепов и полуприцепов.