Закон об использовании беспилотных автомобилей в России могут принять уже в 2026 году

17 июня 2025 г.10:30

Закон об использовании беспилотных машин в РФ могут принять в 2026 году

Пресс-служба Министерства транспорта РФ

В Министерстве транспорта РФ ожидают, что закон об использовании беспилотных автомобилей на российских дорогах будет принят уже в 2026-м году и в таком случае вступит в силу в III квартале 2027-го года. Такие сроки в интервью ТАСС озвучил заместитель главы ведомства Андрей Никитин. При этом уже к концу текущего года рассчитывают подготовить линейку из пяти ГОСТов на высокоавтоматизированные автомобили. По крайней мере, Росстандарт на данный момент уже занимается этой работой. Всего же сейчас в рамках экспериментального режима на двух трассах страны курсируют около 100 беспилотных грузовиков.

«В настоящее время мы готовим текст закона и планируем внести его в Госдуму до конца 2025-го года. Мы рассчитываем, что закон будет принят в следующем году и вступит в силу в III квартале 2027-го года», — рассказал Андрей Никитин.

Он подчеркнул, что для выхода беспилотных автомобилей на дороги общего пользования необходимо не только подготовить нормативное регулирование, но и создать необходимую инфраструктуру, связь, сертификационные центры и пр. и в принципе выполнить целый комплекс задач.

В свою очередь, глава Росстандарта Антон Шалаев в интервью ТАСС отметил, что на данный момент в ведомстве идет работа по подготовке линейки из пяти ГОСТов на автомобили с высокой степенью автономности. Их могут утвердить уже к концу этого года.

ГОСТы, в частности, будут предписывать базовые требования к безопасности и функциональности беспилотных автомобилей и автоматизированных систем вождения.

При этом несколько ГОСТов, касающихся беспилотного транспорта, утвердили еще в прошлом году. Они, например, регулируют применение технологий искусственного интеллекта для автоматизированных машин для распознавания сигнала светофора, дорожной разметки, неровности на дорогах и пр.

Вместе с тем еще одной важной задачей является обеспечение безопасности использования беспилотных автомобилей, в том числе предупреждение кибератак на их системы.

С этой целью, как рассказал генеральному директору ТАСС Андрею Кондрашову министр транспорта РФ Роман Старовойт, планируют подключить платформу «ЭРА-Глонасс».

«К системе [ЭРА-ГЛОНАСС] подключаются все беспилотные грузовики на М-11 и ЦКАД. Для безопасности движения необходима функция передачи общих команд всем операторам, чтобы, например, вовремя увести грузовики с трассы при аварии или других ограничениях. Далее будем тестировать выявление кибератак на системы автомобилей», — пояснил глава ведомства.

Всего же, по его словам, на данный момент на двух трассах страны (М-11 «Нева» и ЦКАД) в рамках специального экспериментального режима курсируют «порядка 100 грузовиков с той или иной степенью автономности».

При этом даже ограниченное использование беспилотных автомобилей уже показывает их преимущества. Так, в частности, они в среднем на 11% быстрее обычных грузовиков. Одновременно такой транспорт позволяет сократить затраты на топливо и комплектующие на 10-14% на маршрутах свыше 1 000 км и перераспределить около 30% водителей на другие направления.

Напомним: первые беспилотные грузовики в рамках специального эксперимента выпустили на трассу М-11 «Нева» в июне 2023-го года. В начале апреля этого года аналогичный пилотный проект стартовал на Центральной кольцевой дороге (ЦКАД) в Московской области, а в следующем году, как ожидается, автоматизированные автомобили уже смогут проехать от Москвы до Казани по магистрали М-12 «Восток».

При этом беспилотные грузовики не просто курсируют по дорогам — они используются для коммерческой доставки товаров. Правда, по правилам, такой тягач не может въезжать в населенный пункт, поэтому, если необходимо заехать в город, прицеп переставляют на обычный тягач.

Далее специальный экспериментальный режим планируют распространять и на другие трассы с тем, чтобы к 2030-му году общая протяженность беспилотных логистических коридоров составила около 19,5 тыс. км.