Зарегистрируйтесь и получите бесплатный доступ к функционалу на весь 2019 год

За ГИБДД все-таки оставят полномочия по выдаче номерных знаков

29 марта 2019 г.09:39

За ГИБДД все-таки оставят полномочия по выдаче номерных знаков

МВД решили не исключать полностью из процесса выдачи автомобильных номерных знаков, как того требует закон «О государственной регистрации транспортных средств». Соответствующие поправки подготовлены Комитетом Государственной Думы по транспорту строительству и внесены в нижнюю палату парламента. Разработчики поясняют, что лишь в 11 субъектах федерации есть достаточное количество компаний, способных удовлетворить спрос на печать номерных знаков. Таким образом, закон о регистрации автомобилей должен быть изменен еще до его вступления в силу 4-го августа 2019-го года.

Напомним: принятый в 2018-м году закон «О государственной регистрации транспортных средств» (и связанные с ним нормативные акты) содержит несколько нововведений в области регистрации автомобилей. В частности, автодилеры получают право регистрировать новые автомобили и выдавать номера — клиенту не нужно будет даже ехать в ГИБДД. Также вводятся новые виды номерных знаков: мотоциклетные (меньшего, чем обычно, размера), квадратные для японских и американских автомобилей. При этом автовладельцы будут заказывать номера у аккредитованных фирм-производителей, а ГИБДД будет назначать лишь сочетание букв и цифр. Нововведения заработают с 4-го августа.

Однако Комитет Государственной Думы по транспорту и строительству при участии МВД подготовил поправки к этому закону, документ уже внесен на рассмотрение в нижнюю палату парламента. В пояснительной записке к нему говорится, что только в 11 субъектах, включая Московскую область, Татарстан, Санкт-Петербург, Калужскую область, уровень обеспеченности пунктами изготовления номеров оценивается как «достаточный» (80%), в 32 регионах он не достигает и 30%. «В этих регионах пункты, как правило, располагаются только в столицах либо крупных городах, — сказано в материалах к законопроекту. — Примерно в половине субъектов пункты изготовления знаков располагаются на удалении более 100 км от регистрационных подразделений». На Чукотке и в Ненецком автономном округе пунктов вообще нет. В ГИБДД при этом работает 1,29 тыс. регистрационных подразделений, выдающих ежегодно 3-4 млн. номеров.

В связи с этим депутаты предлагают не исключать совсем ГИБДД из процесса выдачи номерных знаков: если автовладелец ставит на учет машину в подразделении региона, где он зарегистрирован, он сможет получить номера или в ГИБДД, или в частной фирме. Если регистрационные действия происходят в «неродном» регионе, выбора не будет: печатать номера надо будет только у «частника».

Вместе с тем источник «Коммерсанта», знакомый с ситуацией, уточняет, что через год предлагаемые сейчас поправки могут исключить из закона: если через год выяснится, что 95% водителей изготавливают номера самостоятельно, ГИБДД уже окончательно лишат полномочий по выдаче регистрационных знаков. «Надо будет посмотреть, как рынок будет биться за клиента», — объясняет он.

Отметим также, что предельную цену изготовления номерного знака для легкового автомобиля ограничат 2 тыс. рублями: соответствующий приказ уже подготовлен Федеральной антимонопольной службой. В ГИБДД государственная пошлина на регистрацию машины по «полному циклу» (с выдачей номеров) составляет 2,85 тыс. рублей, при изготовлении номера у «частника» она снижается до 850 рублей.

Большинство водителей, по мнению адвоката движения «Свобода выбора» Сергея Радько, предпочтут получить номера в ГИБДД. «В ином случае надо после регистрации куда-то идти (ехать на автомобиле без номеров нельзя), заказывать номера и ожидать их изготовления, — говорит он. — С учетом расстояний, удаленности или загрузки изготовителей многие выберут регистрацию по старинке».

«Хорошо, что подразделения будут снабжаться номерами, — говорит заместитель генерального директора компании «Буборг» (поставщик МВД) Константин Школьник. — Но из текста закона и проектов нормативных актов непонятно, как это будет исполняться. Каковы принципы распределения знаков по подразделениям? Какие требования предъявляются к стационарным точкам продажи? Для поставщиков номеров все это крайне важно». Государство, считает он, должно жестко контролировать изготовителей. «Есть пример закона о техосмотре, который превратился в торговлю диагностическими картами, — отмечает Константин Школьник. — В случае с законом о регистрации может начаться бесконтрольная торговля номерами».

В свою очередь, директор новосибирской «Типографии №2» Алексей Швечихин напоминает, что в 2013-м году ГИБДД разрешила гражданам делать дубликаты потерянных или похищенных номеров в сторонних компаниях. «С тех пор появилось множество фирм, где нелегально можно напечатать любой номер, — говорит он. — Санкций нет (источник утверждает, что поправки к КоАП будут разработаны – прим.), проверок мало».