Нормализовалась ли ситуация с доставкой грузов через Казахстан?
9 июля 2025 г.17:36

Официальный портал государственных органов Республики Казахстан
Еще в мае представители логистического рынка начали сообщать о том, что в Казахстане ужесточили контроль за грузовыми автомобилями, следующими в Россию. Дополнительным проверкам подвергалась значительная часть машин, причем, помимо документальных требований, участились также досмотры грузов. Все это привело к тому, что увеличились сроки доставки товаров через Казахстан, выросли издержки перевозчиков, а вместе с ними — и цены на транспортные услуги. Как отмечают представители отечественных транспортных компаний, на данный момент ситуация так и не нормализовалась, поэтому они рекомендуют использовать для перевозки товаров из Китая в Россию либо напрямую МАПП «Забайкальск» на российско-китайской границе, либо транзит через Монголию.
«Ситуация, связанная с усилением контроля за российскими грузовыми автомобилями при перевозке грузов из Китая, на данный момент не разрешилась», — говорит директор направления по международным транспортным перевозкам FM Logistic в России Евгений Дятлов.
По его словам, наиболее часто досмотрам (причем даже с отбором проб на экспертизу) подвергаются сразу несколько групп товаров. В частности, те, где могут содержаться редкоземельные металлы, или те, транспортировка которых требует дополнительных документов, а также сборные партии грузов, когда в одной CMR-накладной указано более 10 наименований.
Так, например, усилен контроль за перевозкой магнитов и товаров, содержащих магнит; товаров, в наименованиях которых присутствуют сплавы; преобразователей частоты, трансформаторов, двигателей; любых электрических машин (на них необходимо сразу высылать технические характеристики оборудования), товаров с батарейками (требуется сертификат CNAS) и т.п.
Кроме того, под досмотры попадают товары с нулевым НДС в Китае (их необходимо оформлять по отдельной декларации), все товары двойного назначения и товары народного потребления.
«Такие грузы компания FM Logistic не рекомендует перевозить транзитом через Казахстан», — подчеркивает Евгений Дятлов.
«При отправке на досмотр эти товары могут быть направлены на экспертизу. При обнаружении редкоземельных металлов будут выписаны штрафы и отменены декларации, таможня будет запрашивать документы, подтверждающие состав груза и т.д.», — поясняет он.
В итоге, простой автомобиля может составить от 15 до 30 дней, что, естественно, увеличивает сроки доставки и влечет за собой значительный рост стоимости логистики.
Сложную ситуацию с транзитом грузов через Казахстан подтверждает и заместитель руководителя отдела логистики АО «Юнитрейд» Кирилл Лахин.
«Сейчас досматривают практически все товары 84-й и 85-й групп, а также одежду на предмет контрафакта. Проверяют накладные, упаковку, корректность транспортных документов, что увеличивает время оформления», — добавляет он.
При этом Кирилл Лахин напоминает, что на самом деле ужесточение контроля за доставкой грузов в Россию в Казахстане «повторяется волнами с 2022-го года».
Так, например, весной прошлого года под усиленное внимание казахстанской таможни как раз таки попали товары под кодами 84 (ядерные реакторы, котлы, оборудование и механические устройства и их части) и 85 (электрические машины и оборудование и их части). Тогда такие грузы в принципе перестали оформлять на вывоз в РФ, возвращая обратно в Китай.
По мнению Евгения Дятлова, подобные действия властей соседней республики свидетельствуют не столько о желании соблюдать санкционный режим, введенный в отношении РФ, сколько о стремлении лоббировать интересы национальных перевозчиков.
«Мы считаем, что это определенная мера давления на российских перевозчиков и отстаивание интересов национальных транспортных компаний», — отмечает представитель FM Logistic в России.
Поэтому в компании полагают, что «оптимальным решением в данной ситуации будет фокус со стороны руководства страны на развитии инфраструктуры МАПП «Забайкальск» и транзите грузов через Монголию, чтобы уменьшить объем перевозок через Казахстан».
Тем более что такой усиленный контроль в Казахстане приводит к значительному увеличению сроков доставки и росту тарифов.
«Тарифы на автоперевозки через Казахстан за последние две недели выросли на 45-50 тыс. рублей, а перевозчики из-за простоев, которые составляют до пяти дней, теряют 20-25 тыс. рублей в сутки», — подчеркивает Кирилл Лахин.
При этом, правда, если груз в порядке, оформление обычно занимает около трех дней, однако общий транзитный срок увеличился с 18-20 дней до 23-25 дней, заключает представитель АО «Юнитрейд».