Что происходит на границе Казахстана и России?

Сегодня,09:00

Что происходит на границе Казахстана и России?

Пресс-служба Министерства транспорта Республики Казахстан

На прошлой неделе СМИ сообщили о том, что на границе Казахстана на въезд в Россию скопилось более 7 тыс. фур. Сразу же после этого соответствующие ведомства двух государств обменялись заявлениями, в каждом из которых говорилось, что контроль усилен именно с другой стороны границы. При этом очевидцы и представили логистической отрасли подтверждают наличие скоплений из грузовиков. Однако, как можно понять, заторы фиксируются не непосредственно в пунктах пропуска, а на подъезде к ним. В компании Rocket Cargo считают, что проблемы с пересечением границы, как правило, возникают у тех, кто ввозит китайские товары в РФ по «серым» схемам.

«ФТС информирует о ситуации в пунктах пропуска на границе с Казахстаном. ... Динамика показывает, что поток грузовых транспортных средств на границе снизился, но в целом остается сопоставимым с прошлогодними показателями», — ответили в Федеральной таможенной службе России 23-го сентября на сообщения СМИ.

При этом в заявлении ведомства подчеркивалось, что на самом деле скопления транспортных средств наблюдаются на выезд в Казахстан, что связано с проведением дополнительных проверочных мероприятий казахстанской стороной. В то время как «на въезд в РФ скоплений не зафиксировано».

Правда, еще ранее, 21-го сентября, в Министерстве транспорта Казахстана по итогам проверки ситуации в пунктах пропуска указали на обратное.

«По итогам обследования установлено, что на ряде пунктов пропуска наблюдается значительное скопление транспортных средств на нейтральной полосе в сторону РФ, особенно грузового автотранспорта», — говорится в сообщении ведомства.

«Данные обстоятельства во многом обусловлены ужесточением мер контроля со стороны Российской Федерации. В частности, усилены процедуры проверки грузов, увеличено время досмотра транспортных средств, а также введены дополнительные меры по проверке документов и соблюдению санитарных и фитосанитарных требований», — пояснили на стороне Казахстана.

Впрочем, чуть позже в Федеральной таможенной службе все-таки подтвердили наличие заторов из грузовиков на въезд в Россию из Казахстана.

«Начальник ГУТКПВТ ФТС России Агепсим Ашкалов посетил приграничный Уральск в Казахстане и пообщался с водителями. ... В ходе рабочей поездки было отмечено скопление транспортных средств вдоль трасс и на парковках вблизи границы», — сообщили в ФТС 26-го сентября.

Однако там подчеркнули, что заторы наблюдаются именно вблизи границы, а не в самих пунктах пропуска.

«В беседе с водителями представители ведомств выяснили, что перевозчики находятся в ожидании команды от своих работодателей для въезда на территорию Российской Федерации», — добавили в Федеральной таможенной службе.

Что же все-таки происходит?

В целом, можно сделать вывод, что образование заторов из фур на территории Казахстана на въезде в Россию совпало по времени с «переброской» мобильных групп ФТС к этому участку границы, что действительно говорит об усилении контроля со стороны РФ.

Мобильные группы останавливают грузовые транспортные средства выборочно, но, на кого именно падет выбор, перевозчики, естественно, предугадать не могут.

Во время проверки требуется предоставить весь необходимый пакет документов на перевозимый товар, при этом грузовые автомобили могут еще направить и на дополнительный досмотр.

Как пояснили в ФТС РФ, в число таких документов входят: товаросопроводительные документы — CMR, инвойсы и разрешительные документы в зависимости от категории товаров (сертификаты, лицензии), а если товар попадает в перечень товаров ВТО, то следует также предоставить копии электронных счетов-фактур и подтверждающие статус товара документы (декларация, сертификат о происхождении товара, заявление об уплате косвенных налогов).

При этом в Федеральной таможенной службе уверяют, что, «если у перевозчика все документы в порядке, пересечение границы не вызывает проблем, а проверка занимает в среднем до 8 минут».

В компании Rocket Cargo также говорят о том, что при наличии всех необходимых документов проблем с ввозом товаров в Россию возникать не должно.

«Как сообщают коллеги из других компаний, теперь на российско-казахских погранпереходах карго-грузы начали досконально досматривать и требовать у перевозчиков документацию на них. При этом ранее при карго-доставке условия перемещения и таможенного оформления были упрощенными, не требовали предоставления полностью корректных документов. Такой способ перевозки всегда производился по «серым» схемам», — рассказали в пресс-службе компании.

«Однако сейчас, по нашим данным, на границе России и Казахстана ужесточили требования к карго-доставке. С чем это связано и какие именно документы требуют на подобные грузы, Rocket Cargo не знает, так как транспортирует все по белым схемам», — добавила финансовый директор компании Марина Терентьева.

Вместе с тем стоит отметить, что даже если меры направлены именно против «серого» импорта, страдают от этого и добросовестные перевозчики. Как минимум потому, что из-за отсутствия толковых разъяснений со стороны ФТС вынуждены стоять в ожидании завершения усиленных проверок, поскольку попасть под дополнительный досмотр точно никому не хочется...