Водители грузовиков стали лидерами по темпам роста зарплат
20 августа 2024 г.12:51
Пресс-служба ГК «Автодор»
Водители грузовых автомобилей оказались лидерами по темпам роста зарплат в первом полугодии: за январь-июнь 2024-го года медианный уровень оплаты их труда увеличился на 74% год к году, тогда как темпы роста зарплат в остальных профессиях выросли максимум на 60%, сообщается в исследовании ассоциации «АвтоГрузЭкс», «ПЭК» и платформы онлайн-рекрутинга hh.ru, подготовленном совместно с «Байкал-Сервис ТК», Delko, «МТЭК Логистик» и «ГЛТ». При этом бизнес прогнозирует дальнейший рост зарплат водителей грузовиков на 10-30% на фоне растущего дефицита этой категории сотрудников.
В этом году медианная зарплата водителей грузовиков составила 131 тыс. рублей. Таким образом, по уровню оплаты труда данная категория сотрудников заняла 23-е место среди 174 специальностей в России, выяснили платформа онлайн-рекрутинга hh.ru, «АвтоГрузЭкс» и «ПЭК», проанализировав показатели за январь-июнь 2023-го и 2024-го годов.
Для сравнения: в топ-5 самых высокооплачиваемых специальностей вошли DevOps-инженер (250 тыс. рублей), руководители группы разработки (214 тыс. рублей) и специалисты по работе с данными (197 тыс. рублей), коммерческие директора (184 тыс. рублей) и системные аналитики (180 тыс. рублей).
При этом уровень оплаты свыше 100 тыс. рублей в первой половине года предлагали в 44 категориях из 178.
Как показал опрос, который провели «АвтоГрузЭкс», «ПЭК» и hh.ru, зарплатные ожидания большинства водителей грузовиков соответствуют предлагаемому уровню оплаты труда либо превышают его.
Так, большинство опрошенных соискателей хотели бы зарабатывать более 100 тыс. рублей: 48% работников планируют получать 150-200 тыс. рублей, 29% — 101-150 тыс. рублей, 11% — от 200 тыс. рублей.
Самые высокие ожидания по уровню оплаты труда у водителей грузовиков в возрасте от 25 до 44 лет.
Из числа респондентов в возрасте от 35 до 44 лет зарплату свыше 100 тыс. рублей хотели бы получать 89% опрошенных, в том числе 54% — 150-200 тыс. рублей и 13% — свыше 200 тыс. рублей. Среди участников опроса в возрасте от 25 до 34 лет на оплату труда выше 100 тыс. рублей рассчитывают 72%, в том числе 41% — 150-200 тыс. рублей и 8% — свыше 200 тыс. рублей.
На доход свыше 100 тыс. рублей ориентируются преимущественно жители Москвы и Санкт-Петербурга (91% и 87% соответственно). Среди жителей прочих регионов таких работников меньше — 73%.
При этом за последние два года уровень дохода почти половины опрошенных (46%) увеличился: у каждого третьего — в пределах 50%. О более высоком приросте рассказал каждый восьмой опрошенный (13%). У 35% участников опроса уровень дохода остался прежним, тогда как каждый пятый (19%) сообщил о его снижении.
Чаще других об увеличении уровня дохода говорили респонденты в возрасте от 25 до 34 лет (58%) и от 35 до 44 лет (54%), среди работников постарше таковых меньше: 40% — из числа участников опроса в возрасте от 45 до 54 лет и 20% — из числа опрошенных старше 55 лет.
Рост зарплат продолжится
До конца года уровень оплаты труда водителей грузовиков может увеличиться еще на 10-30%, так как дефицит этой категории сотрудников обостряется, говорит президент «Ассоциации автомобильных грузоперевозчиков и экспедиторов» Вадим Филатов.
По данным «АвтоГрузЭкс», в январе-июне 2024-го года наиболее острая нехватка работников наблюдалась в Москве, Санкт-Петербурге, Ростове-на-Дону и Новосибирске.
Как рассказал первый заместитель генерального директора ООО «Байкал Сервис ТК» Александр Зарецкий, с начала года средний срок закрытия одной вакансии в этой категории увеличился на 35%. Затраты на подбор кандидатов выросли на 15% год к году, добавил коммерческий директор «МТЭК-Логистик» Евгений Симаков.
«Новых кадров практически не появляется, поэтому зарплатная гонка за сотрудников продолжится», — подчеркивает глава ГК «ГЛТ» Павел Горбунов.
Как еще удержать кадры?
Чтобы привлечь новых и удержать действующих водителей грузовиков, в первом полугодии 2024-го года большинство опрошенных перевозчиков увеличили их зарплаты. Так, например, с начала этого года ООО «Байкал-Сервис ТК» буквально в режиме онлайн пересматривает уровень оплаты труда и старается удержать его выше средних показателей на рынке, поделился Александр Зарецкий.
При этом важно не только увеличивать ФОТ, но и улучшать условия труда водителей грузовиков, отмечает коммерческий директор «МТЭК-Логистик» Евгений Симаков.
«Работникам, в одиночку управляющим автомобилями в напряженной дорожной обстановке, требуется более экологичное общение. Для этого «МТЭК-Логистик» запустила обучение диспетчеров, логистов и других сотрудников, которые взаимодействуют с водителями, «мягким навыкам», а также перестроила модель коммуникации между работниками», — поясняет он.
В свою очередь, GR-директор Delko Николай Киселев рассказал, что компания регулярно измеряет уровень лояльности сотрудников (eNPS), а затем на основе полученных данных улучшает условия труда водителей: совершенствует их график, перестраивает коммуникацию с другими отделениями, запускает розыгрыши ценных призов и т.п.
«Авто-ПЭК» отдельно оплачивает выполнение смежных функций (погрузка/разгрузка, растентовка и т.д.), заранее направляет водителям суточные и компенсирует простои машин, перечисляет генеральный директор компании Дмитрий Иевлев.
Для улучшения условий труда в рейсе компания старается выстроить маршруты доставки через дома сотрудников, чтобы они успели провести несколько часов в кругу семьи. В этом году перевозчик также доработал и запустил программу страхования здоровья и жизни для водителей категории «СЕ», добавляет представитель компании.
«Байкал-Сервис ТК» также планирует расширить социальный пакет для водителей: ввести отдельные полисы дополнительного медицинского страхования (ДМС), систему компенсации расходов и др. преференции.
«ГЛТ» расширяет перечень доплат для водителей, ориентируясь на категории грузов, вид топлива, протяженность рейса, а для улучшения условий труда сокращает время простоев техники при ремонте, рассказал Павел Горбунов.
Необходима новая программа обучения
«Перевозчики стараются привлечь новых и удержать действующих работников собственными силами, но этого недостаточно. За последние годы средний возраст водителя грузовика в России увеличился с 48 до 54 лет. Через пять лет, когда этот показатель окажется на предпенсионной отметке (59 лет), большинство возрастных работников покинет профессию. В результате, Россия столкнется с нехваткой транспортных средств для доставки грузов», — поясняет Вадим Филатов.
Он считает, что компаниям совместно с государственными органами важно ускоренными темпами запустить новый проект, который поможет привлечь больше молодых людей в профессию и ускорить обучение будущих работников.
По словам Вадима Филатов, молодежь редко приходит в профессию не только из-за падения ее престижа, но также из-за высокой стоимости обучения, которая составляет в среднем 150 тыс. рублей, и длительного срока подготовки — до 1,5 лет.
Согласно данным «АвтоГрузЭкс», не хватает и автошкол, которые обучают водителей категории «СЕ». Их подготовкой занимаются менее половины площадок по всей стране. Причем большая часть действующих площадок готовят учеников на устаревших тягачах с прицепами, не обучают навыкам управления современной техникой, заполнению документов, не дают знаний в области крепления грузов.
«Поэтому в первую очередь важно обновить технику, а затем запустить в автошколах обучение основам профессии «водитель-экспедитор». Необходимо снизить срок подготовки этой категории сотрудников в шесть раз — до трех месяцев, внедрив в программу сквозные модули», — заключает Вадим Филатов.