Логистика по-прежнему остается лидером в России по росту зарплат

27 июня 2024 г.12:40

Логистика по-прежнему остается лидером в России по росту зарплат

Росавтодор

Логистика по-прежнему остается лидером по росту уровня заработной платы в России: в январе-мае компании из транспортно-логистической отрасли предлагали соискателям вдвое больше, чем годом ранее, тогда как предприятия из других отраслей увеличили размер оплаты труда максимум на 38%, сообщается в исследовании платформы онлайн-рекрутинга hh.ru и логистической компании «ПЭК». Значительный рост зарплат в логистике объясняют обострением дефицита складского персонала и водителей грузовиков, а также повышением требований к условиям труда со стороны соискателей.

В среднем, размер зарплат, который предлагали российские работодатели в январе-мае 2024-го года, составил 62,1 тыс. рублей в месяц. Таким образом, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года уровень оплаты труда вырос более чем на треть. При этом рост зарплат наблюдался во всех отраслях экономики и бизнеса.

Наиболее высокие медианные зарплаты предлагали компании из транспортно-логистической отрасли (139 тыс. рублей), из сегмента добычи полезных ископаемых (116 тыс. рублей) и тяжелого машиностроения (110 тыс. рублей), а также строительные (103 тыс. рублей) и нефтегазовые компании (102 тыс. рублей).

Самой же скромной оплата труда оказалась в организациях в области культуры и искусства (55 тыс. рублей), телекоммуникационной индустрии (52 тыс. рублей) и розничной торговли (52 тыс. рублей).

При этом транспортно-логистические компании со значительным отрывом заняли лидирующую позицию как по размеру зарплат, так и по темпам их увеличения. Так, в январе-мае 2024-го года они предлагали соискателям в 2 раза больше, чем годом ранее, тогда как представители других сегментов экономики увеличили размер оплаты труда максимум на 38%.

Без учета логистики наиболее высокий прирост зарплат наблюдался в нефтегазовой отрасли (+38% год к году), на автопредприятиях (+33%), в государственных бюджетных учреждениях (+33%), в металлургической отрасли (+26%), в сегментах производства промышленного оборудования (+26%) и химической продукции (+25%).

Самый же низкий — в некоммерческих организациях (+4%), в образовательных учреждениях (+6%) и финансовых организациях (+8%).

Если рассматривать ситуацию с оплатой труда безотносительно отрасли, то самые высокие зарплаты российские компании предлагают менеджерам высшего и среднего звена (125 тыс. рублей), специалистам по финансовой стратегии и инвестициям (99 тыс. рублей), специалистам в области добычи сырья (98 тыс. рублей), сельского хозяйства (93 тыс. рублей), а также строительства и недвижимости (92 тыс. рублей).

Шестое место по этому показателю заняли специалисты в области логистики — 90 тыс. рублей.

При этом обладателям линейных «логистических» специальностей, в том числе курьерам, кладовщикам, водителям, упаковщикам, начальникам складов, предприятия различных отраслей готовы предложить заработную плату на 44% больше, чем годом ранее. Это — второй по размеру годовой прирост по сравнению с прочими специализациями. Быстрее росли только зарплаты персонала, занимающегося обслуживанием посетителей, помещений и зданий, техники и производственных линий, а также сопровождением торговых и производственных процессов  (+48% год к году, до 78 тыс. рублей).

Почему так активно растут зарплаты в логистике?

Значительный рост среднего уровня зарплат в транспортно-логистической связан с обострением дефицита линейного персонала и водителей грузовиков, поясняет директор по персоналу «ПЭК» Виктория Цой.

«Количество вакансий растет быстрее числа резюме. Средний срок закрытия одной вакансии вырос более чем вдвое — до 25 дней. В результате, за январь-май уровень зарплаты водителей грузовиков увеличился на 20-50% год к году — до 200-250 тыс. рублей в месяц, складских работников — на 30%, до 100 тыс. рублей», — продолжает она.

Помимо размера зарплаты, для таких соискателей становится все важнее и качество условий труда, подчеркивает Виктория Цой.

По словам руководителя отдела персонала «Скиф-Карго» Евы Климентенко, базовые требования, которые сейчас предъявляют соискатели в логистической отрасли, это территориальная доступность компании-работодателя, корпоративный транспорт, питание, отсутствие штрафов и переработок, социальные гарантии.

При этом важно подходить к формированию соцпакета гибко, ориентируясь на потребности сотрудников: одному работнику может потребоваться оплата проживания или предоставление общежития, второму — компенсация питания или проезда и т.д., уточняет HR BP производственного департамента Boxberry Ольга Чернова.

Все важнее для работников становится гибкий график, закрепление конкретных выходных дней, а также поддержка от компании, добавляет Марина Дудник, директор по персоналу «Грузовичкоф». Чтобы ускорить и упростить погружение сотрудника в работу, логистические компании активно развивают собственные системы корпоративного обучения и наставничества.

Что касается водителей грузовиков, то они выбирают работодателей по таким критериям, как качество автопарка, срок простоя при ремонтах, наличие доплат за смежные операции (погрузка/разгрузка), а также уровень комфорта, включая возможность посещения дома при наличии свободного времени в рейсе, рассказывают в «ГЛТ».

Не менее важны также расширенная программа страхования жизни и здоровья водителей категории «CE», улучшенная система отдыха в период вахты, отмечает генеральный директор «Авто-ПЭК» Дмитрий Иевлев.

В свою очередь, коммерческий директор «МТЭК-Логистик» Евгений Симаков обращает внимание на то, что необходимо улучшать условия пребывания сотрудников на рабочем месте. В этом, например, может помочь развитие soft skills административного персонала, поскольку водителю, который долгое время находится один на один в напряженной дорожной обстановке, требуется больше экологичного общения.

Каковы перспективы?

Средний уровень зарплат в логистической отрасли к концу года может увеличиться еще на 20-30%, в основном за счет роста ФОТ водителей грузовиков и складского линейного персонала, прогнозируют участники обзора.

«Бизнес может столкнуться с ростом среднего уровня оплаты труда уже в августе. Осенью в логистике традиционно начинается высокий сезон и, следовательно, компании, которые не успели настроить процессы и привлечь необходимое количество сотрудников, готовы переплатить, чтобы избежать сбоев при обработке и доставке грузов», — отмечает Виктория Цой.

Ольга Чернова также считает, что предпосылки для снижения потребности в линейном персонале на данный момент отсутствуют, поскольку процессы автоматизации идут достаточно медленно.

Чтобы снизить текучесть кадров, а также расходы на поиск и привлечение персонала, компании продолжат улучшать условия труда сотрудников, а также развивать системы мотивации, заключает Виктория Цой.