Водители грузовиков получают больше, чем руководители отделов логистики

19 апреля 2024 г.15:01

Водители грузовиков получают больше, чем руководители отделов логистики

Росавтодор

В I квартале текущего года зарплаты водителей грузовиков более чем в два раза превысили средние значения по рынку, говорится в обзоре HH.ru и «ПЭК», подготовленном совместно с компаниями «Ридан Трейд», «Снежная королева», Boxberry, Major Cargo Service и Dalli. Водители категории «CE» сейчас получают больше руководителей отделов логистики, однако этот факт все равно не помогает преодолеть дефицит профессиональных водителей на рынке и их отток в смежные отрасли.

По данным HH.ru, в среднем, зарплаты в логистической отрасли в I квартале 2024-го года увеличились на 29% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, до 88 тыс. рублей, и на 44% превысили среднерыночные показатели в 61 тыс. рублей.

При этом самыми активными темпами росли зарплаты водителей категории «СЕ»: в январе-марте этого года им предлагали 137,7 тыс. рублей против 73,9 тыс. рублей годом ранее (+86%). На фоне дефицита спрос на эту категорию сотрудников вырос на 119%, однако, несмотря на уровень заработной платы, на одну вакансию приходится менее четырех резюме.

«Дефицит водителей грузовиков в России обостряется: за прошлый год нехватка увеличилась с 21% до 25%, по данным Ассоциации автомобильных перевозчиков и экспедиторов. К сожалению, продолжается активный отток сотрудников с магистральных рейсов в сегмент внутригородской доставки», — отмечает директор департамента персонала «ПЭК» Виктория Цой.

Именно в результате стремления участников рынка привлечь все больше водителей грузовиков эта профессия стала самой высокооплачиваемой рабочей специальностью в логистической отрасли. Более того, в I квартале 2024-го года водителям грузовиков предлагали даже больше, чем, например, руководителям отделов логистики (106,5 тыс. рублей), начальникам складов (80 тыс. рублей) или менеджерам по логистике и ВЭД (75,5 тыс. рублей), согласно данным HH.ru.

Что примечательно, на втором месте по уровню зарплат в логистике находятся курьеры (в январе-марте им предлагали 111 тыс. рублей). Позиция руководителя отдела логистики в этом случае оказалась только на третьем месте.

В 2023-м году средняя зарплата курьера в логистике увеличилась на 35% по сравнению с предыдущим годом, говорит заместитель генерального директора по коммерции Dalli Екатерина Анциферова. По ее словам, сейчас с момента отклика курьера до его выхода на тестовый маршрут проходит от 2 до 4 дней. В высокий сезон прошлого года, когда компании столкнулись с острым дефицитом доставщиков, этот показатель доходил до семи суток.

Чтобы избежать нехватки курьеров осенью, когда объем доставки традиционно увеличивается, компания уже в апреле этого года запустила планирование и привлечение необходимого числа линейного персонала.

Какие еще специальности востребованы?

По данным HH.ru, в тройку самых востребованных специальностей также вошли кладовщик и грузчик: число вакансий по этим позициям выросло на 56% и 38% соответственно. При этом почти на треть увеличился и средний уровень оплаты их труда: зарплаты кладовщиков повысились на 32%, до 62,1 тыс. рублей, грузчиков — на 26%, до 49,3 тыс. рублей. Однако число резюме на одну вакансию, как и в случае с водителями, не превышает четырех.

Почти такими же активными темпами растет спрос на упаковщиков и комплектовщиков (+36% год к году). В январе-марте текущего года соотношение вакансий к резюме по этим категориям сотрудников составило 4,3, а уровень зарплат увеличился на 32%, до 87,5 тыс. рублей.

Как уточняет директор по персоналу Boxberry Галина Головкова, в отрасли наблюдается повсеместное снижение откликов — в среднем на 30-40% в зависимости от позиции и региона.

По данным «Снежной королевы», если в I квартале 2023-го года на одну вакансию в сегменте линейного складского персонала приходилось 39 откликов, то в январе-марте текущего года — уже не более 19, говорит директор по логистике компании Алексей Ермаков.

В свою очередь, директор по персоналу Major Cargo Service Максим Сафронов добавляет, что срок закрытия одной вакансии по итогам I квартала 2024-го года увеличился более чем в два раза — до 60 дней.

Компании наблюдают отток складского линейного персонала на маркетплейсы, отмечает заместитель директора по логистике «Ридан Трейд» Евгений Яблоков. По его словам, сотрудников мотивирует возможность самостоятельно регулировать объем работы и уровень зарплаты (на большинстве крупных онлайн-площадок сдельная оплата труда).

Кроме того, линейные работники активно перетекают в производственный сегмент, уточняет Максим Сафронов.

По словам Виктории Цой, в весенне-летний период увеличивается отток персонала в строительную отрасль, а в южных регионах России с мая по август персонал перетекает из логистической в туристическую отрасль.

Как привлечь и удержать сотрудников?

Чтобы привлечь и удержать линейных сотрудников логистические компании по итогам прошлого года увеличили уровень зарплат на 10-35%, в зависимости от категории и региона. Многие игроки рынка, помимо фиксированных ставок, запустили мотивационные выплаты.

«Однако этого недостаточно — в «зарплатной гонке» всегда есть риск проиграть. Помимо повышения зарплаты, необходимо предоставить складскому работнику гибкий график, возможность самостоятельно выбирать рабочие смены, а также комфортные условия труда: корпоративный транспорт, питание, при необходимости — общежитие», — рассказывает директор департамента персонала «ПЭК».

В свою очередь, Алексей Ермаков считает, что сотрудников необходимо обеспечить расширенным соцпакетом с возможностью страхования от несчастных случаев. Кроме того, надо ввести обучение для работников, чтобы способствовать их карьерному росту, с этой целью «Снежная королева» и Dalli уже запустили собственные учебные центры.

По мнению Виктории Цой, необходимо также развивать и мотивировать персонал. Например, сотрудники «ПЭК» каждый год проходят курсы повышения квалификации по обработке и комплектации грузов, подбору, упаковке товаров и другим базовым складским операциям. Ежегодно компания проводит профессиональные конкурсы для работников склада, по результатам которых лучшие работники получают денежные и другие призы.

Повысить мотивацию сотрудников также помогает проведение аналитики по ключевым показателям и демонстрация этой динамики сотрудникам, чтобы все видели общий вклад в развитие компании, считает Максим Сафронов.

Не менее важную роль играют и условия труда. Так, «ПЭК» оплачивает водителям выполнение смежных функций (погрузка/разгрузка, растентовка и т.д.), выплачивает суточные заранее и компенсирует простои машин, а также старается выстроить маршруты доставки через дома сотрудников, чтобы они успели провести несколько часов в кругу семьи.

По словам Галины Головковой, чтобы удержать персонал, Boxberry развивает экосистему заботы о сотрудниках. Компания улучшает условия труда и самореализацию работников по результатам регулярных опросов вовлеченности.

Совершенствовать условия труда линейных сотрудников в этом году планирует и «Ридан Трейд», компания установит дополнительное оборудование, которое поможет упростить перемещение тяжелых грузов между складскими зонами, рассказывает Евгений Яблоков. Кроме того, производитель планирует обновить систему управления складами (WMS), чтобы упростить и ускорить обработку грузов.

«ПЭК» также продолжит сокращать объем рутинных операций. Компания уже автоматизировала часть бизнес-процессов на крупнейших складах по всей России, благодаря чему по итогам прошлого года была повышена производительность труда, а число сотрудников на этапах подбора, обработки и отгрузки товаров сократилось на 3-5%.

Компания предложила этим сотрудникам другие должности, которые требуют меньшего количества рутинных операций. В текущем году «ПЭК» продолжит оптимизировать ручной труд в транспортной и складской логистике.