В России специально для вывоза контейнеров в полувагонах изменят железнодорожные правила

30 октября 2024 г.17:16

Для вывоза контейнеров в полувагонах изменят железнодорожные правила

Пресс-служба ОАО «РЖД»

Министерство транспорта РФ вынесло на публичное обсуждение проект приказа, который вносит изменения в Правила перевозок железнодорожным транспортом грузов в контейнерах и порожних контейнеров. Документ опубликован на Федеральном портале проектов нормативных правовых актов. Он, в частности, разрешает смену подвижного состава в пути следования, даже если перегрузочные базы располагаются не в попутном направлении. Это делается специально для того, чтобы упростить вывоз контейнеров с портов Дальнего Востока в условиях дефицита фитинговых платформ: часть пути до перегрузочной базы контейнеры могут проехать в полувагонах, после чего их переставят на фитинговые платформы.

Последние два года в портах Дальнего Востока наблюдается явный дисбаланс железнодорожного подвижного состава: там скапливаются полувагоны, в которых на экспорт вывозится уголь и прочее сырье, в то время как из Китая и других стран импортируются главным образом готовые товары в контейнерах, для доставки которых в регионы России требуются специальные фитинговые платформы.

Транспортировка таких платформ в дальневосточные порты для погрузки является довольно затратным (и финансово, и по времени) мероприятием, поскольку платформы чаще всего едут порожними, а на их ожидание может уходить даже несколько недель. В итоге, грузы скапливаются в порту, занимая терминальные площади, а грузовладельцы несут убытки из-за срыва сроков доставки товаров. Кроме того, перевозка порожних платформ снижает производительность всей сети железных дорог.

В таких условиях «РЖД» в 2022-м году начали активно использовать технологию по вывозу контейнеров с дальневосточных портов в полувагонах, предусмотрев и специальную скидку в размере 20,7% на такого рода услуги. Недавно механизм также распространили и на приграничную железнодорожную станцию «Забайкальск».

При этом контейнеры в полувагонах могут перевозиться не конкретно до конечного пункта назначения, а до промежуточной станции, где их можно переставить на фитинговые платформы. Таким образом можно избежать последующего порожнего пробега самих полувагонов, если контейнер, например, необходимо доставить в центральную часть России (полувагоны, как правило, загружаются соответствующим сырьем в сибирских и уральских регионах), и, по сравнению с доставкой в дальневосточные порты, сократить плечо порожнего пробега фитинговых платформ.

Однако перегрузочные базы клиентов или перевозчика могут находиться на железнодорожных станциях вне попутного направления по пути следования контейнерного состава. Именно для того чтобы состав смог проехать к таким базам, и необходимо внести изменения в железнодорожные правила.

Ожидается, что в результате, используя указанную схему с перегрузкой в пути следования, можно будет обеспечить максимальный вывоз контейнеров с дальневосточных портов в условиях имеющегося лимита пропускной способности железнодорожной инфраструктуры и дисбаланса грузовых потоков.

На данный момент, повторимся, изменения в Правила перевозок грузов в контейнерах только вынесены на публичное обсуждение, которое продлится до 2-го ноября. Если же в итоге поправки будут приняты, то в Министерстве транспорта рассчитывают, что они вступят в силу с 1-го сентября 2025-го года.