В России планируют реформировать систему «северного завоза»
14 января 2022 г.11:43
commons.wikimedia.org
Реализация единого плана федеральной стратегии развития Арктической зоны Российской Федерации (АЗРФ) до 2035-го года позволит коренным образом реформировать механизм «северного завоза», считают опрошенные ТАСС представители власти и эксперты в Якутии. В частности, к февралю 2023-го года должны подготовить и внести на рассмотрение Государственной Думы соответствующий законопроект, регулирующий обеспечение северных районов продуктами, медикаментами и др. жизненно важными товарами.
Напомним: еще в октябре 2020-го года президент РФ Владимир Путин утвердил стратегию развития Арктической зоны России до 2035-го года. В числе ее приоритетов — повышение уровня жизни населения, улучшение качества жизнеобеспечения в арктических районах. Так, одно из направлений стратегии — реформирование системы «северного завоза», с целью чего к февралю 2023-го года в Государственную Думу должны внести соответствующий законопроект.
«Реализация единого плана федеральной стратегии направлена на коренное преобразование системы «северного завоза», позволит совершенствовать логистику и качество доставляемых товаров. Повышение качества жизни северян невозможно без инвестиций в серьезную модернизацию системы», — отметила председатель постоянного Комитета парламента Якутии по вопросам коренных малочисленных народов Севера и делам Арктики Елена Голомарева.
По словам министра по развитию Арктики и делам народов Севера Республики Саха Владимира Черноградского, федеральная стратегия ориентирована на решение нормативных, экономических и технологических задач механизма обеспечения северных территорий. Он считает, что системным условием реализации большинства проектов в Арктической зоне является развитие Северного морского пути и его береговой инфраструктуры.
«Единым планом предусмотрены строительство и реконструкция региональных, межрегиональных автомобильных дорог. На повестке — строительство дороги «Яна» до границы Якутии с Чукотским автономным округом. В сфере внимания — нормативное обоснование и финансирование строительства сезонных дорог, автозимников», — уточнил министр. Он добавил, что большое внимание в рамках единого плана также уделяется развитию малой авиации.
Влияние рынка
Цены в арктических поселениях Якутии традиционно остаются в 2-3 раза выше среднереспубликанских. Местные жители тратят до половины доходов на продукты питания, при этом случаются сбои в поставках даже основных видов продовольствия. Как полагают эксперты, ситуацию может изменить только вмешательство государства.
Так, заместитель ректора Северо-Восточного федерального университета по аналитической и экспертной деятельности, член общественного совета АЗРФ Александр Кугаевский напомнил, что до 1991-го года «северный завоз» представлял собой совокупность мероприятий по планированию, организации, управлению и строгому контролю подготовки, накопления и продвижения материальных ресурсов и товаров для населения в отдаленные районы Севера.
«Планирование поставок начиналось в ноябре предшествующего года, с января уже официально открывалась отгрузка ресурсов и товаров в адрес северных районов. Организация включала подготовку всех видов транспорта, путей сообщений и складского хозяйства, их четкое взаимодействие в процессе завоза грузов. С началом навигационного периода на северных реках и морских участках все грузопотоки по строго определенному графику начинали продвижение в глубинные районы Севера», — рассказал Александр Кугаевский.
Он подчеркнул, что такая организация обеспечивала своевременность и полноту доставки всех грузов, а также ценовую доступность, исключая потери и завышение затрат на доставку и сезонное хранение материальных ресурсов и товаров народного потребления. «В современных условиях нам, прежде всего, надо выработать официальную государственную политику гарантированного обеспечения населения жизненно важными продуктами питания и медикаментами в районах Российской Федерации с ограниченными сроками завоза. Суть политики — определить принципы обеспечения качества жизни на Севере и в Арктической зоне РФ», — уверен ученый.
По его мнению, с опорой на эти принципы необходимо разработать концепцию организации и государственной поддержки гарантированного обеспечения жизненно важными продуктами питания и медикаментами населения в районы с ограниченными сроками завоза.
«Оба документа должны составить основу законодательного закрепления норм и правил планирования, организации и управления «северным завозом», которые должны быть оформлены федеральным законом «О государственных гарантиях обеспечения населения жизненно важными продуктами и медикаментами в районах Российской Федерации с ограниченными сроками завоза». Суть документа — правила предоставления господдержки и правила взаимоотношений участников в процессе «северного завоза»», — заключил эксперт.
Реформирование в Якутии
По данным парламента Якутии, государственный бюджет республики финансирует «северный завоз» всего на 15%. Остальные средства вкладывает малый и средний бизнес, который не обеспечивается субсидированием за транспортные издержки.
Вместе с тем в Якутии уже приняты первые шаги для реформирования системы «северного завоза». Ее начали с продовольственного обеспечения населения Арктики. Как ранее рассказывал глава республики Айсен Николаев, власти планируют к 2024-му году открыть торгово-логистические центры во всех арктических районах.
Строительство таких комплексов идет в рамках перехода на новую систему снабжения. Программа началась в 2019-м году, когда было принято решение об объединении двух предприятий «Якутоптторг» (с магазинами и складами) и «Туймаада-Агроснаб» (с собственным флотом и автобазой). Два предприятия частично дублировали функции и занимались снабжением арктических районов.
В прошлом году уже были открыты торгово-логистические центры в Абыйском и Усть-Янском районах Якутии. Это позволило снизить цены на базовые продукты питания на 20-25% по сравнению с 2019-м годом. Комплексы оснащены овощехранилищами, морозильными камерами, теплыми складами и торговыми помещениями.
Законопроект о «северном завозе»
Ранее глава Министерства РФ по развитию Дальнего Востока и Арктики Алексей Чекунков сообщал журналистам, что основная цель законопроекта о «северном завозе» — обеспечение безопасности жизни и здоровья, повышение качества условий жизни граждан, проживающих в соответствующих районах, формирование целостной системы мер господдержки для участников завоза.
В документе предлагается закрепить положение о создании и функционировании федеральной системы мониторинга «северного завоза», включающего транспортно-логистический мониторинг, мониторинг финансового обеспечения мероприятий и мониторинг обеспечения территорий.
По словам министра, в законопроекте также необходимо зафиксировать распределение функций, задач и обязанностей по организации гарантированного обеспечения населения на всех уровнях власти, организовать мониторинг за локальным уровнем осуществления «северного завоза», в том числе для вахтовых и специальных поселков, не подчиненных местным администрациям, определить само содержание и понятия «северный завоз».
Кроме того, по его мнению, в документе должен быть определен порядок закупок товаров, необходимых для обеспечения как энергетической безопасности, так и жизни и здоровья, мероприятия по перевозке до места назначения, обработке, хранению и последующей реализации товаров по ценам, доступным населению. В проекте закона предлагается также отразить правовой статус участников «северного завоза», закрепить полномочия и обязанности федеральных и региональных органов исполнительной власти.
В соответствии с планом, законопроект о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ, связанные с «северным завозом», должен быть представлен в Правительство в октябре этого года, а в феврале 2023-го года его должны внести в Государственную Думу. Ответственным за подготовку и сопровождение законопроекта является Министерство РФ по развитию Дальнего Востока и Арктики.