В России назначили национального оператора навигационного пломбирования для перевозок грузов в ЕАЭС
30 марта 2023 г.11:44
Пресс-служба ООО «Центр развития цифровых платформ»
В России назначили национального оператора навигационного пломбирования для перевозок грузов внутри ЕАЭС, сообщили в Министерстве транспорта РФ. Им стала та же самая компания, которая уже является оператором пломбирования на внутрироссийском уровне, отвечая за наложение пломб при транзите санкционных продовольственных продуктов по территории РФ.
Таким образом, национальным оператором навигационного пломбирования, назначение которого является обязательным условием для реализации Соглашения о применении электронных навигационных пломб в ЕАЭС, выбрана компания «Центр развития цифровых платформ» («дочка» оператора системы «Платон»).
На данный момент она уже отвечает за систему наложения электронных навигационных пломб, но только внутри РФ — при транзитных перевозках товаров, которые самой Россией запрещены к ввозу в Россию. Официально такие свои функции «Центр развития цифровых платформ» начал выполнять еще с марта 2020-го года.
Сама система, напомним, заработала с 15-го июля 2020-го года. Она предусматривает обязательное сопровождение с помощью электронных навигационных пломб автомобильных и железнодорожных транзитных перевозок по РФ санкционных товаров.
Теперь же систему планируют расширить на весь Евразийский экономический союз (ЕАЭС). Соответствующее соглашение было подписано в апреле прошлого года. На данный момент, как рассказали в Министерстве транспорта РФ, оно уже ратифицировано всеми государствами Союза.
Правда, для его внедрения в практику Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) еще следует разработать необходимую правовую базу. Всего запланировано принятие 28 решений. В настоящее время подготовлен проект только одного из них — о присвоении уникального идентификационного номера каждой перевозке под электронными навигационными пломбами.
В целом, соглашение предусматривает, что устройства будут обязательными при транспортировке внутри ЕАЭС алкогольной продукции, табачных изделий, а также товаров, которые запрещены к ввозу хотя бы одной из стран Союза. Однако по решению ЕЭК перечень такой продукции может быть расширен.
Навигационная пломба будет накладываться на грузовой отсек на территории той страны, где началась перевозка. И она же будет использоваться на протяжении всего маршрута. То есть смены пломб с заездом в другую страну Союза не будет.
При этом в каждой стране должен быть свой национальный оператор. Он должен будет разработать свою систему, куда будут стекаться данные с навигационных пломб, причем системы всех национальных операторов будут интегрированы между собой, что обеспечит беспрерывный мониторинг за перевозкой на всем пути.
Сейчас уже реализуется пилотный проект между Россией и Беларусью по мониторингу с помощью пломб перевозок лесоматериалов из Беларуси за пределы ЕАЭС транзитом через Россию. Он продлится до 1-го июня 2023-го года. В течение месяца планируют также запустить навигационный эксперимент между Россией, Казахстаном и Кыргызстаном.
«Применение электронной навигационной пломбы позволит обеспечить контроль за транзитом грузов по территории ЕАЭС, сократить время прохождения таможенных процедур, повысить безопасность перевозок, улучшить сбор информационно-аналитических данных федеральными органами исполнительной власти и повысить эффективность принимаемых на их основе решений, в том числе для совершенствования инфраструктуры», — пояснили в Министерстве транспорта РФ.
Использование пломб будет платным, причем каждый национальный оператор сформирует свои тарифы.