В России для железной дороги снова пытаются ввести механизм «вези или плати»

14 августа 2025 г.15:15

В России для железной дороги пытаются ввести механизм «вези или плати»

Пресс-служба ОАО «РЖД»

Как стало известно изданию «РБК», в России снова на законодательном уровне хотят закрепить возможность заключения долгосрочных договоров между грузоотправителями и «РЖД» на основе механизма «вези или плати». Этот механизм заключается в том, что грузовладелец должен будет гарантировать предоставление определенного объема грузов для перевозки по железной дороге на срок не менее одного года, получив для этого в приоритетном порядке необходимые провозные мощности. Ранее такую инициативу уже пытались ввести неоднократно, однако каждый раз ее в итоге все-таки отзывали, опасаясь, что подобное приведет к принципу «кто заплатил — тот и едет» и будет противоречить заявленному сейчас недискриминационному доступу к железнодорожной инфраструктуре.

Главным образом, за механизм «вези или плати» выступают «Российские железные дороги» («РЖД»), которые видят в нем не только возможность получения гарантированного объема грузов для перевозки, но и способ заранее планировать использование провозных мощностей и компенсировать свои убытки в случае, когда обещанный груз так и не был предоставлен.

Так, например, сейчас между «РЖД» и Кемеровской областью действует соглашение о приоритетном вывозе угля на экспорт в восточном направлении, однако регион не выполняет взятые на себя этим соглашением обязательства. С начала года не предоставленный к перевозке объем угля уже составляет 820 тыс. тонн.

В результате, инфраструктура, которая была зарезервирована за Кемеровской областью, не используется на полную мощность, поскольку оперативно изменить план перевозок не всегда возможно (и это в условиях, когда пропускной способности железных дорог в восточном направлении и так не хватает), снижаются возможности по приему к перевозке других грузов и в целом нарушается технология и экономика работы железнодорожного транспорта.

При этом, как подчеркивают в «РЖД», перед холдингом отвечает только Администрация региона. Сами грузоотправители никакой ответственности за то, что не предоставили обещанный объем груза, не несут.

Исправить ситуацию, считают в монополии, как раз таки могло бы заключение долгосрочных договоров (на срок — не менее года) непосредственно с самими грузоотправителями по принципу «вези или плати».

Этот принцип заключается в том, что грузоотправитель фиксирует тот объем груза, который должен будет в течение года перевезти по железной дороге, и полностью его оплачивает. В обмен он в приоритетном порядке получает доступ к железнодорожной инфраструктуре.

То есть: даже если в итоге по железной дороге будет перевезено меньше груза, грузоотправитель все равно заплатит за весь обещанный объем. Исключение составляет только форс-мажор или доказанная вина самого перевозчика.

Как следствие, основную выгоду от внедрения механизма «вези или плати» получает ОАО «РЖД». Грузоотправители же опасаются, что подобный принцип нарушит правила недискриминационного доступа к железнодорожной инфраструктуре, обернется тем, что железную дорогу главным образом будут использовать крупные грузовладельцы, способные заплатить за большие объемы грузов (как правило, добывающие компании), а остальные просто не смогут «пробиться» к инфраструктуре.

При этом серьезные риски существуют и для тех грузовладельцев, которые заключат договоры «вези или плати», поскольку при нынешних внешнеэкономических обстоятельствах сложно спрогнозировать объем груза на год вперед и затем выполнить свои обязательства.

Вообще, стоит отметить, механизм «вези или плати» для железной дороги пытаются ввести уже не в первый раз.

Так, например, в 2021-м году подобную схему планировали протестировать на перевозках угля, в связи с чем Министерством транспорта даже был подготовлен соответствующий законопроект, который, как ожидалось, должен был вступить в силу в 2025-м году, однако в 2023-м году по инициативе Правительства РФ документ был отозван.

В этот раз заинтересованные ведомства (Министерство транспорта, Министерство экономического развития, ФАС, Министерство промышленности и торговли и пр.) совместно с «РЖД» снова разрабатывают соответствующие изменения в Устав железнодорожного транспорта. Сейчас это делается по поручению премьер-министра РФ Михаила Мишустина.

По информации издания «РБК», как раз таки сегодня, 14-го августа, должно состояться совещание, где будет обсуждаться целесообразность подобных изменений. По его итогам уже можно будет судить, получит инициатива дальнейший ход или опять нет...