Зарегистрируйтесь и получите бесплатный доступ к функционалу до конца 2021 года

Механизм «вези или плати» введут в качестве эксперимента только для дополнительных объемов угля из Кемеровской области

19 апреля 2021 г.13:15

Механизм «вези или плати» опробуют на дополнительных поставках угля из Кузбасса

pixabay.com

Механизм «вези или плати» (ship-or-pay) для начала опробуют на дополнительных железнодорожных отправках угля из Кемеровской области. К такому решению, как стало известно изданию «Коммерсантъ», пришли в ходе совещания у вице-премьера Андрея Белоусова, состоявшегося в четверг, 15-го апреля. Дополнительные отправки оцениваются в 15 млн. тонн угля в год.

Напомним: в начале марта Владимир Путин поручил к 2024-му году нарастить вывоз угля из Кемеровской области на 30% по сравнению с 2021-м годом. Тогда же он отметил, что необходимо подготовить законопроект, который предусматривал бы возможность долгосрочного (до трех лет) заключения соглашений между «РЖД» и пользователями железнодорожной инфраструктуры.

После этих поручений и появился документ, вводящий механизм «вези или плати» (ship-or-pay). В соответствии с этим механизмом клиенты РЖД получают приоритетный доступ к инфраструктуре при условии предоплаты за весь заявленный в соглашении объем перевозок.

Правда, в этом законопроекте, который сразу же вызвал резкую критику, вообще не уточнялось, на какие именно виды грузов и по каким направлениям будет распространяться механизм «вези или плати». Игроки рынка, в частности, отмечали, что такие соглашения нарушат недискриминационный доступ к дефицитной инфраструктуре, а в первую очередь от этого пострадают мелкие и нерегулярные грузоотправители.

Как следствие, на последнем совещании у вице-премьера Андрея Белоусова было решено опробовать новый механизм только на дополнительных поставках угля из Кемеровской области на 2022-2024 годы. Они оцениваются в 15 млн. тонн в год.

По словам источников «Коммерсанта», на совещании также рассматривалась возможность заменить предоплату банковской гарантией и не вводить приоритет на дефицитной инфраструктуре. Не исключено, что для эксперимента будет разработан отдельный законопроект, чтобы не вносить поправки в общие законодательные акты.