В рамках тестирования единой цифровой платформы: в России дали старт двум «бесшовным» мультимодальным маршрутам
24 сентября 2024 г.17:55
Пресс-служба Министерства транспорта РФ
Во вторник, 24-го сентября, в рамках тестирования Национальной цифровой транспортно-логистической платформы (НЦТЛП) в России дали старт двум мультимодальным перевозкам, которые будут оформляться полностью в электронном виде, сообщили в пресс-службе Министерства транспорта РФ. Насколько можно понять, пока речь идет о внутрироссийской доставке товаров, однако до 1-го июня 2025-го года планируется протестировать 11 маршрутов, в том числе в импортном и экспортном направлении, а также на транзит. Результатом же эксперимента станет создание единой цифровой платформы, которая, во-первых, обеспечит внедрение «бесшовного» электронного документооборота на всех этапах мультимодальной перевозки, а во-вторых, позволит установить эффективную связь между бизнесом и государственными органами.
«На сессии «Национальная цифровая транспортно-логистическая платформа. Сделаем логистику действительно бесшовной», прошедшей сегодня в рамках Форума «Цифровая транспортация», дан старт двум мультимодальным маршрутам — FESCO и ГК «Дело». Одновременный запуск маршрутов состоялся из «Владивостокского морского торгового порта» (входит в FESCO) во Владивостоке и из «Первого контейнерного терминала» (входит в Группу компаний «Дело») в Санкт-Петербурге», — рассказали в пресс-службе Министерства транспорта.
По какому именно маршруту пройдет каждая из перевозок, пока не уточняется. Однако вице-президент по информационным технологиям транспортной группы FESCO Дмитрий Суровец отметил, что на данный момент в рамках эксперимента тестируется внутрироссийская интермодальная перевозка, но к концу этого года компания планирует отработать модель и на экспортном направлении.
Всего же в рамках эксперимента, рассчитанного до 1-го июня 2025-го года, должны протестировать 11 мультимодальных маршрутов. Пять из них ранее в Министерстве транспорта уже озвучили. Это: «Индия (Мундра) – Россия (Москва)», «Вьетнам (Хошимин) – Россия (Москва)», «Россия (Иркутская область) – Китай (Шанхай)», «Владивосток-Сахалин» и «Тульская область – Новороссийск».
При этом в отработке маршрутов будут задействованы все участники перевозки — грузоотправители, экспедиторы, перевозчики, грузополучатели, операторы информационных систем электронных перевозочных документов и, конечно же, различные органы исполнительной власти, в том числе ФТС, ФНС, Россельхознадзор, Пограничная служба ФСБ и пр.
Протестировать должны все виды транспортировки (внутри России, на экспортном и импортном направлениях, транзит) и с использованием всех видов транспорта (морской, автомобильный, железнодорожный и воздушный).
«Предстоит изучить все «подводные камни» на конкретных маршрутах: изучить, на каких этапах перевозки нужно внедрить ЭДО (электронный документооборот – прим.) в первую очередь, где дублируются документы, подаваемые грузооформителем, а где электронные системы различных ведомств взаимодействуют не в полной мере», — пояснили в пресс-службе Министерства транспорта.
Создание единой цифровой логистической платформы
Напомним: официально эксперимент по созданию Национальной цифровой транспортно-логистической платформы (ее теперь договорились называть «ГосЛог» — «Государственная логистика») запустили с 1-го августа этого года.
Она должна, во-первых, обеспечить внедрение полноценного электронного документооборота для всех видов транспорта, во-вторых, установить эффективную связь между государством и бизнесом и, в результате, сделать логистику более эффективной и тем самым снизить издержки всех участников перевозки и сократить сроки доставки товаров.
Поэтому эксперимент по созданию «ГосЛога» предусматривает одновременную проработку нескольких направлений.
Так, в частности, уже до конца текущего года в рамках платформы планируют внедрить три цифровых сервиса: «единое окно», который позволит только единожды подавать необходимые перевозочные и товаросопроводительные документы в государственные органы; «цифровой профиль» с информацией о перевозчиках и контрагентах и «прослеживаемость груза».
«Когда грузовой контейнер приходит в порт, зачастую информация о нем обрабатывается до 5-10 суток. И здесь дело не в расширении инфраструктуры — надо повышать операционную эффективность за счет цифровых решений. Одну и ту же информацию приходится подавать в разные госорганы: таможенную службу, фитосанитарную, Роспотребнадзор, погранслужбу и т.д. Чтобы этого не происходило, делаем «единое окно». Туда загружаются все данные — они на 80-90% идентичны. И дальше маршрутизация идет во все госорганы. За счет этого оформление груза будет происходить быстрее, контейнер будет быстрее выходить из порта на железную дорогу и ехать дальше», — пояснил заместитель министра транспорта Дмитрий Баканов.
Главная же цель создания единой цифровой логистической платформы — это переход на полноценный электронный документооборот в перевозках, поскольку сейчас на российском рынке существует серьезная проблема — отсутствие единого способа обмена документами для перевозок и разрешений, из-за чего участникам приходится заполнять значительное количество бумаг.
«В грузоперевозках участвует 312 видов бумажных документов объемом 5,26 млрд. в год, каждый из которых в среднем состоит из 6 страниц. Эти документы содержат дублирующую информацию и представляются в контрольные органы в бумажном виде», — уточнила директор Ассоциации «Цифровой транспорт и логистика» Полина Давыдова.
Внедрение электронного документооборота для всех видов транспорта значительно упростит оформление перевозок, особенно на мультимодальных маршрутах, и сократит издержки бизнеса на ведение бумажных документов.
Одновременно эксперимент покажет, как новая цифровая платформа взаимодействует с существующими информационными системами крупных перевозчиков, рассказал директор ФГБУ «СИЦ Минтранса России» Дмитрий Горшков.
«Основной задачей является создание единой модели обмена данными между всеми участниками перевозок и государственными органами, а также формирование доверенной среды для их взаимодействия с использованием современных технологий, которые обеспечивают национальный технологический суверенитет. В дальнейшем планируется также стыковка с аналогичными системами «дружественных» стран», — отметил он.
Кроме того, как ожидается, внедрение «ГосЛога» позволит прокладывать наиболее эффективные маршруты доставки товаров.
«Развивая логистические маршруты, мы должны совместно с Минэком, Минпромторгом и другими органами федеральной власти, нашими региональными коллегами, компаниями, разработать цифровой транспортно-экономический баланс, который позволит нам предвидеть места, где будет генерироваться груз, прокладывать наиболее эффективный маршрут», — пояснил министр транспорта РФ Роман Старовойт.
««ГосЛог» создается по поручению президента России и станет частью федерального проекта по цифровизации транспортной отрасли. Цель — сократить затраты на транспортировку на 16,5% к 2030-му году и увеличить долю электронных документов до 90%. Внедрение новой системы позволит повысить скорость доставки грузов с 409 км в сутки в 2022-м году до 470 км в сутки к 2030-му году и увеличить пропускную способность на 15%. Это приведет к экономии 168 млрд. рублей за счет снижения расходов на бумагу и оргтехнику», — заключили в пресс-службе ведомства.