В Правительстве РФ рассматривают законопроект, который позволит с помощью дорожных камер фиксировать отсутствие полиса ОСАГО

9 сентября 2025 г.15:45

В России рассматривают законопроект о проверке ОСАГО дорожными камерами

pxhere.com

Как следует из пресс-релиза информационного проекта «ОСАГО: общественная экспертиза», на данный момент в Правительстве РФ обсуждают законопроект, который позволит фиксировать отсутствие полисов ОСАГО с помощью дорожных камер. Напомним: подобный механизм в России пытаются запустить уже в течение нескольких лет, однако в мае этого года глава государства Владимир Путин, по сути, поручил ускорить этот процесс, внеся в том числе соответствующие изменения в законодательство. Поручение должно быть исполнено к 1-му ноября.

«Правительству Российской Федерации совместно с МВД России, Банком России, комиссиями Государственного Совета Российской Федерации по направлениям «Инфраструктура для жизни», «Эффективная транспортная система» и исполнительными органами субъектов Российской Федерации принять меры по совершенствованию администрирования правонарушений, предусмотренных статьей 12.37 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, обеспечив применение работающих в автоматическом режиме специальных технических средств, имеющих функции фото- и киносъемки, видеозаписи», — говорилось тогда в поручении президента.

Речь идет как раз таки о той статье КоАП, которая предусматривает наказание за отсутствие полиса обязательного страхования автогражданской ответственности (ОСАГО).

Сейчас наличие такого полиса у водителя можно проверить только при непосредственной остановке сотрудником ГИБДД, а потому многие водители, особенно с плохой аварийной историей (по оценке Российского союза автостраховщиков, около 7-10%), продолжают ездить без заключения договора страхования, что прежде всего чревато для добросовестных автовладельцев, которые в случае аварии вынуждены добиваться возмещения причиненного ущерба через суд.

В принципе, привлечь дорожные камеры к проверке полисов ОСАГО в России пытаются уже далеко не один год. Основные сложности внедрения механизма, естественно, заключались не в изменении законодательства, а в том, чтобы подготовить базу ГИБДД и Национальную страховую информационную систему (НСИС) к обработке большого массива данных.

Впрочем, сейчас, кажется, такая подготовка уже выполнена. По крайней мере, еще осенью прошлого года заявлялось, что процесс уже отлажен.

Как пояснял тогда генеральный директор НСИС Николай Галушин, контроль будет осуществляться следующим образом: дорожные камеры будут фиксировать весь поток машин, после чего каждая машина из потока будет проверена на наличие договора страхования.

Причем в случае отсутствия полиса запрос по регистрационному номеру автомобиля в НСИС будет происходить дважды — в день фиксации и на следующий день. Это позволит исключить неправомерное привлечение к административной ответственности из-за того, что полис ОСАГО, оформленный в бумажном виде, был позже загружен в систему.

Как пояснили в информационном проекте «ОСАГО: общественная экспертиза», обсуждаемый сейчас законопроект будет содержать еще один важный нюанс: после того как было выявлено отсутствие полиса ОСАГО, больше в течение суток автовладельца наказывать за это нарушение не будут.

«Законопроектом предлагается дополнить статью 12.37 КоАП примечанием, согласно которому собственник транспортного средства не будет подвергаться административной ответственности за второе и последующие случаи неисполнения обязанности по страхованию гражданской ответственности в течение суток, если эти нарушения были зафиксированы работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами с функциями фото- и видеосъемки. Это правило будет применяться после первой фиксации административного правонарушения для данного транспортного средства», — говорится в пресс-релизе.

Правда, в нем не уточняется, на каком именно этапе сейчас находится подготовка законопроекта и когда его могут внести на рассмотрение Государственной Думы.

Само поручение президента РФ должно быть исполнено к 1-му ноября этого года. Не исключено, что с 1-го ноября механизм могут запустить в тестовом режиме — просто для его «раскатки», без привлечения автовладельцев к административной ответственности.

Тем более что подобный эксперимент действительно планировали начать с 1-го марта этого года, но в итоге он все-таки был отложен...