В октябре нефтяников оставят без компенсационных выплат из бюджета
11 октября 2023 г.16:34
commons.wikimedia.org
Нефтяникам не планируют выплачивать сентябрьские компенсации по демпферу, поскольку они обнулились. Об этом, как отмечает ТАСС, в кулуарах Совета Федерации журналистам рассказал заместитель министра финансов РФ Алексей Сазанов. Средние цены на топливо в прошлом месяце вышли за пределы допустимого максимума, а потому нефтяные компании остаются без дополнительных выплат из бюджета. Правда, при этом у них есть весомый стимул сдерживать цены в дальнейшем, поскольку начиная с текущего месяца им уже будут компенсировать не половину, а 100% недополученных из-за отсутствия экспорта доходов.
«У нас выплаты по демпферу всегда идут с лагом в месяц. То есть за август демпфер платится в сентябре, за сентябрь демпфер платится в октябре. С учетом того, что вышли за диапазоны отклонений, соответственно, сентябрьский демпфер, который должны были выплатить в октябре, обнулился», — отметил Алексей Сазанов.
Планов возвращать его — нет, ответил он на уточняющий вопрос. Однако при этом не смог хотя бы приблизительно указать размер выплат, которых лишились нефтяники. «Здесь надо у коллег спросить. Они должны декларации сдать 25-го октября, тогда будет точно понятно», — отметил заместитель министра финансов.
Вместе с тем ранее в исследовательской группе «Петромаркет» ТАСС сообщили, что, по предварительным расчетам, общий объем обнулившихся выплат, которые в итоге останутся в бюджете, составит около 145 млрд. рублей.
Как устроен демпфер?
Напомним: топливный демпфер ввели в 2019-м году для того, чтобы обеспечить наполнение топливом внутреннего рынка и тем самым сдержать рост цен на нем.
Механизм демпфера предусматривает специальные выплаты из бюджета, которые, по сути, являются компенсацией за частичный отказ от экспорта топлива в пользу внутренних поставок.
Выплаты рассчитываются как разница между экспортной и внутренней условной ценой. При этом, правда, внутренняя условная цена остается неизменной на протяжении года, поскольку устанавливается законодательно, а экспортная, естественно, колеблется в зависимости от конъюктуры рынка.
Вместе с тем, однако, для выплат действует важное условие: средний уровень реальных цен на внутреннем рынке может превышать условную цену не более чем на 10%. Если он выходит за вот эти допустимые пределы, демпфер обнуляется, что, собственно, и случилось в сентябре.
В то же время стоит отметить, что за сентябрь нефтяные компании и так должны были получить меньше, чем им полагалось прежде, поскольку с 1-го сентября Правительство значительно сократило размер компенсации.
Если до этого по бензину он составлял 68%, а по дизельному топливу — 65%, то с 1-го сентября и в первом, и во втором случае опустился сразу до 50%. В результате, они уже суммарно теряли около 50 млрд. рублей.
Не исключено, кстати, что именно это стало одной из причин того, что сейчас происходит на внутреннем топливном рынке. Поскольку, чтобы компенсировать потери по демпферу, нефтяные компании нарастили экспорт, тем более что он стал особенно выгодным на фоне ослабления российского рубля.
В итоге, на внутреннем топливном рынке образовался дефицит топлива, что вызвало резкий рост цен, и Правительству РФ пришлось прибегнуть к нестандартному для него решению — с 21-го сентября ввести полный запрет на экспорт бензина и дизельного топлива.
Правда, в скором времени в Кабинете министров свое решение несколько переиграли: частично разрешили поставки за рубеж дизельного топлива (при условии, что компания реализовала на внутреннем рынке не менее 50% от произведенного объема) и снова увеличили компенсационные выплаты по демпферу.
За октябрь нефтяникам будут компенсировать уже все 100% разницы между экспортной и внутренней условной ценой. И это, кстати, является своего рода стимулом, чтобы насыщать топливом внутренний рынок.