Нефтяникам увеличили топливные компенсации и все-таки разрешили вывозить топливо за рубеж, несмотря на введенный ранее запрет

6 октября 2023 г.10:54

Нефтяникам полностью восстановили топливные компенсации из бюджета

Правительство РФ

Правительство РФ утвердило сразу несколько решений для стабилизации ситуации на внутреннем топливном рынке, рассказали в пресс-службе Кабинета министров. В частности, нефтяным компаниям полностью восстановили компенсационные выплаты из бюджета и разрешили вывоз за рубеж дизельного топлива, несмотря на введенный ранее запрет на экспорт.

Напомним: ранее нефтяным компаниям, наоборот, значительно сократили выплаты из бюджета. Если до этого компенсация по бензину составляла 68%, а по дизельному топливу — 65%, то с 1-го сентября и в первом, и во втором случае ее снизили до 50%.

Эксперты отмечали, что не в последнюю очередь этот факт вместе с ослаблением российского рубля и поспособствовал увеличению объемов экспорта топлива. Нефтяные компании в преддверии сокращения компенсационных выплат стремились получить большую для себя выгоду.

В итоге, чтобы как-то стабилизировать ситуацию на внутреннем рынке, где наблюдались скачки цен и дефицит поставок топлива на АЗС в отдельных регионах, с 21-го сентября Правительство вовсе запретило экспорт бензина и дизеля.

Однако сейчас, получается, нефтяным компаниям сделали шаг навстречу.

Полное восстановление компенсаций

«Принято решение внести поправки в Налоговый кодекс и восстановить с 1-го октября топливный демпфер», — говорится в сообщении Кабинета министров.

При этом, что интересно, демпфер восстанавливается не до тех параметров, которые действовали до 1-го сентября, а до 100%.

«Изменение коэффициента по демпферу с 0,5 до 1,0 позволит увеличить размер компенсации нефтеперерабатывающим заводам (НПЗ) выпадающих доходов при продаже моторного топлива на внутреннем рынке», — пояснили в пресс-службе Правительства РФ.

Таким образом, теперь нефтяным компаниям будут компенсировать разницу между экспортной и внутренней условной ценой не частично, как это было прежде, а полностью.

Разрешение на экспорт

Одновременно Правительство РФ частично снимает введенный с 21-го сентября запрет на экспорт топлива.

Правда, это касается только вывоза дизельного топлива при условии, что оно доставляется в морские порты трубопроводным транспортом, а компания поставила на внутренний рынок не менее 50% от всего произведенного объема.

Для перекупщиков топлива тоже будут действовать свои ограничения на экспорт. Для них вводится заградительная пошлина в размере 50 тыс. рублей за тонну нефтепродуктов.

Но есть и ужесточение требований

А именно, Правительство увеличивает нормы обязательных продаж топлива на бирже: для бензина — с 13% до 15%, для дизельного топлива — с 9,5% до 12,5%.

В идеале, это должно повысить гарантированный объем предложения топлива на биржевых торгах и тем самым «увеличить долю сделок, которые заключаются на конкурентных условиях».

«Продажа на бирже части топлива, производимого российскими нефтяниками, дает независимым автозаправочным станциям возможность приобретать его по рыночным ценам. Такой подход снижает риски монопольного ценообразования, поскольку многие доминирующие участники топливного рынка обладают собственной сетью заправок», — пояснили в пресс-службе Кабинета министров.

Ситуация на топливном рынке

Сразу после того, как был введен запрет на экспорт топлива, цены на бирже резко пошли вниз: бензин в среднем подешевел на 10%, дизельное топливо — на 15%.

Однако в мелком опте и в рознице темпы снижения стоимости топлива не были такими же значительными. Так, например, на той неделе, когда начал действовать запрет, рост цен на АЗС проложал обгонять инфляцию: по бензину — в 1,6 раза, а по дизельному топливу — в 6 раз.