В казахстанском Актау запустили крупнейший в акватории Каспийского моря контейнерный хаб
10 июня 2025 г.10:25

Пресс-служба АО «НК «Қазақстан темір жолы»»
В казахстанском порту Актау запустили новый контейнерный хаб, который, по сути, стал крупнейшим в акватории Каспийского моря. Как уточнили в пресс-службе АО «НК «Қазақстан темір жолы»» («Казахстанские железные дороги»), проект реализован совместно с китайским портом Ляньюньган. Он позволит нарастить грузопоток по основным транспортным коридорам, проходящим через Казахстан, в том числе по Транскаспийскому маршруту, который соединяет страны Азии и Европы в обход России. При этом в самом порту сейчас идут работы по дноуглублению, что тоже будет способствовать более активному транзиту грузов через Казахстан.
«В Актау начал работу крупнейший в акватории Каспийского моря контейнерный хаб», — говорится в сообщении пресс-службы «Қазақстан темір жолы».
Из него следует, что официальная церемония открытия хаба состоялась в понедельник, 9-го июня, при этом она была приурочена к прибытию 100-тысячного контейнера из Китая по Транскаспийскому маршруту.
Сам же проект по созданию в порту Актау нового логистического объекта был реализован совместно с одним из крупнейших китайских портов — с портом Ляньюньган, с которым ранее уже были запущены казахстанско-китайский терминал в Ляньюньгане и «сухой» порт Khorgos Gateway на границе Казахстана и Китая.
Как подчеркивают в пресс-службе «Қазақстан темір жолы», в новом хабе внедрены передовые технологии, еще не имеющие аналогов в Казахстане. Они позволят значительно ускорить обработку контейнерных грузов, что сократит сроки транзита товаров и увеличит грузовой поток через порт.
«Новый хаб обеспечит рост транзитных возможностей и укрепит позиции Казахстана как важного звена на международных маршрутах «Восток-Запад», а также «Север-Юг» и др.», — отмечается на сайте «Казахстанских железных дорог».
Однако прежде всего речь идет о развитии Транскаспийского маршрута, который является вариантом транспортного коридора «Восток-Запад», но при этом обеспечивает связь стран Азии и Европы в обход России, а потому стал особенно актуальным после 2022-го года — с введением масштабных санкционных ограничений в отношении РФ.
Для развития этого логистического маршрута сейчас в самом порту Актау проводятся дноуглубительные работы. Они завершатся в IV квартале текущего года и позволят принимать суда с более глубокой оснасткой, что увеличит прием грузов в рамках одного судозахода.
Стоит также отметить, что Китай и Казахстан сейчас в принципе реализуют несколько совместных логистических проектов, поскольку Казахстан непосредственно граничит с Китаем и тем самым обеспечивает Китаю выход на страны Центральной Азии и Европы.
Тем более что, в отличие от других граничащих с КНР стран, маршруты между Китаем и Казахстаном проходят по более плоской местности, благодаря чему между странами налажено более стабильное автомобильное и железнодорожное сообщение.
Так, например, между Кыргызстаном и Китаем сейчас нет железной дороги, ее строительство началось только в конце прошлого года.
В результате, за счет соседства с Китаем Казахстан на данный момент действительно имеет ключевую логистическую роль в регионе.