В июле резко вырос импорт китайских грузовиков в РФ

21 августа 2025 г.14:43

В июле резко вырос импорт китайских грузовиков в РФ

Пресс-служба ФТС РФ

Как сообщает издание «Коммерсантъ» со ссылкой на данные Таможенного управления КНР, в июле в 1,5 раза выросли поставки грузовых автомобилей из Китая в Россию, хотя по итогам первого полугодия они сократились сразу на 90%. Правда, опрошенные эксперты считают, что это «разовая акция», которая ни о каком восстановлении рынка не говорит. Потому что склады дилеров и лизинговых компаний в России сейчас и без того затоварены. По приблизительным оценкам, нереализованным остается даже большее количество грузовиков, чем было продано за первые шесть месяцев 2025-го года. При этом сложная ситуация на рынке импортной техники сохраняется.

Как следует из данных Таможенного управления КНР, по сравнению с предыдущим месяцем в июле объем поставок грузовых автомиблей в Россию увеличился сразу в 1,5 раза, до 108,37 млн. долларов. Причем наиболее значительный рост, в 13 раз, показал сегмент тяжелой техники — массой от 20 тонн.

Этот рост тем более примечателен тем, что с начала года импорт китайских грузовиков в Россию стремительно падает. Так, за первое полугодие он просел на 90%: если в I полугодии прошлого года всего в Россию было завезено 34 204 новых грузовика, то за первые шесть месяцев текущего года — только 3 559 автомобилей.

Речь, правда, идет про всю импортированную технику, однако, поскольку после 2022-го года основные поставки приходятся именно на Китай, можно уверенно говорить о тенденции в отношении завоза китайских транспортных средств.

Впрочем, опрошенные изданием эксперты сомневаются, что показатели июля свидетельствуют о каком-либо восстановлении рынка. Скорее всего, они обусловлены другими разовыми факторами, например повышением утилизационного сбора или определенными контрактными поставками.

А с 1-го августа 2025-го года в России действительно в очередной раз увеличили утилизационный сбор, причем повышение коснулось именно грузовой техники массой от 20 тонн. Так, на седельные тягачи сбор подняли на 35%, на автосамосвалы — на 6%, а на автомобили-фургоны, включая рефрижераторы, — сразу на 64%.

О том, что рост поставок грузовых автомобилей из Китая в следующие месяцы вряд ли продолжится, свидетельствуют показатели затоваренности складов дилеров и лизинговых компаний. По приблизительным оценкам, сейчас в России нереализованными остаются около 30-35 тыс. тяжелых грузовиков.

То есть: прежде чем наращивать импорт, необходимо еще распродать вот эту технику. При этом стоит понимать, что всего в России за I полугодие было продано около 28 тыс. новых грузовых автомобилей.

Иными словами, если конъюктура рынка не изменится, то такими темпами оставшуюся на складах технику не удастся реализовать и в течение всего второго полугодия.

А ситуация на рынке пока не демонстрирует каких-то тенденций к изменению. Хотя с начала июня Центробанк РФ уже дважды снизил ключевую ставку, она по-прежнему остается высокой — 18%, что существенно ухудшает как условия кредитования и лизинга, так и реализацию инвестиционных проектов, для которых необходимо привлекать грузовой и строительный транспорт.