Сильнее всего в России сократились продажи тягачей
4 августа 2025 г.14:58

Пресс-служба ПАО «КамАЗ»
Как следует из данных аналитического агентства «Автостат», в грузовом сегменте сильнее всего в России упали продажи новых тягачей. По итогам I полугодия 2025-го года они сократились сразу на 70%. Вторыми в этом списке стоят самосвалы — -62%, а меньшую отрицательную динамику показывает коммунальная техника — -8%. В целом же, продажи грузовых автомобилей снизились на 54%, причем главным образом за счет реализации иностранной (в основном — китайской) техники.
Итак, всего за I полугодие 2025-го года в России было реализовано около 28 тыс. новых грузовых автомобилей, что на 54% меньше, чем за аналогичный период прошлого года.
Однако при этом отдельные виды транспортных средств показывают разную динамику. Так, например, продажи коммунальной техники снизились всего на 8%, в то время как рынок новых тягачей сократился сразу на 70%, а новых самосвалов — на 62%.
При этом стоит учесть, что именно на тягачи и самосвалы традиционно приходилось наибольшее число продаж и именно динамика продаж тягачей и самосвалов демонстрирует состояние экономики, поскольку эти транспортные средства используются на строительных объектах и при доставке грузов на дальние расстояния, в том числе в международном сообщении.
Впрочем, отрицательный рост продаж сейчас характерен для всего сегмента грузовой техники.
Правда, стоит отметить, что основной минус приходится на иностранные транспортные средства (главным образом — китайского производства). По крайней мере, недавно в пресс-службе «КамАЗа» заявляли, что продажи автомобилей, выпущенных отечественным автогигантом, тоже просели, но просели в меньшем объеме — -30%, а накануне стало известно, что импорт новых грузовиков в РФ сократился аж на 90%.
Причинами такой ситуации на рынке, как уже неоднократно повторялось, называют два основных фактора: стихийный завоз китайской техники на фоне ухода из РФ европейских производителей и жесткая денежно-кредитная политика Центробанка, которая ухудшает условия кредитования и лизинга (только недавно второй раз после сентября 2022-го года была снижена ключевая ставка, в последний раз — с 20% до 18%).
Вместе с тем, несмотря на такую сложную ситуацию, с 1-го августа в России выборочно подняли утилизационный сбор на грузовые транспортные средства: на автосамосвалы массой от 20 тонн — на 6%, на автосамосвалы массой от 12 до 20 тонн — на 18,8%, на седельные тягачи — на 35%, на автомобили-фургоны массой от 20 тонн — на 64%.
Единственное, прежний размер утилизационного сбора оставили для тягачей экологического класса Евро-5 и Евро-6, которые ввозятся по федеральной программе поддержки и изначально предназначены для выполнения международных перевозок.