Зарегистрируйтесь и получите бесплатный доступ к функционалу до конца 2021 года

В Государственную Думу внесли законопроект об ужесточении ответственности за выброс мусора из машины

8 сентября 2021 г.15:10

В КоАП введут ответственность за выброс мусора из машины

pixabay.com

В Государственную Думу внесли законопроект, который вводит ответственность за выгруз мусора из машины вне свалок и др. специально отведенных для этого мест. Документ подготовлен совместно Московской городской и Московской областной думами. Инициатива нацелена не столько на тех, кто выбрасывает из автомобиля окурки и пр. мелкий мусор, сколько на тех, кто промышляет незаконным сбросом отходов, хотя и не исключает наказания первых.

О том, что такой документ готовится, стало известно еще в марте этого года. Из обнародованного сейчас текста законопроекта следует, что в Кодекс об административных правонарушениях (КоАП) предлагают ввести дополнительные положения, поскольку действующие, как объясняется в пояснительной записке, во-первых, отдельных санкций именно за сброс мусора с транспортных средств не предусматривают, а во-вторых, якобы отличаются мягкостью.

Так, на данный момент нарушителя, который намеренно вывез отходы куда-нибудь в лес или в иную не предназначенную для того экологическую зону, можно привлечь к ответственности по достаточно общей статье «Несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при сборе, накоплении, транспортировании, обработке, утилизации или обезвреживании отходов производства и потребления».

По этой статье граждане могут получить штраф в размере 1-2 тыс. рублей, должностные лица — 10-30 тыс. рублей, лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — 30-50 тыс. рублей, юридические лица — 100-250 тыс. рублей. Однако парламентарии Москвы и Московской области считают, что такого наказания недостаточно: оно не предотвращает последующие нарушения и не компенсирует уже причиненный вред.

«Ущерб, причиненный окружающей среде в результате несанкционированного сброса отходов, как правило, намного превышает сумму назначенных и взысканных штрафов», — подчеркивается в пояснительной записке к законопроекту.

«Так, на территории Московской области в период с января 2019-го года по август 2020-го года за незаконный сброс отходов назначено административных штрафов на сумму 12 395 000 рублей, взыскано штрафов на сумму 5 480 000 рублей. В то же время ущерб, причиненный окружающей среде, составил 256 437 195 рублей в 2019-м году и 31 206 381 рубль в первом полугодии 2020-го года», — приводят пример авторы документа.

Как следствие, они предлагают ужесточить ответственность и наладить действенный контроль за соблюдением законодательства.

В соответствии с законопроектом, в КоАПе должны появиться четыре дополнительных положения. Первые два вводят штрафы за выброс отходов в не предназначенных для того местах просто из транспортного средства, два других — за выгруз мусора уже конкретно из грузовых автомобилей, прицепов, тракторов и пр. самоходных машин.

За выброс мусора просто из транспортного средства санкции на первый раз составят: 10-15 тыс. рублей — для граждан, 20-30 тыс. рублей — для лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, 30-50 тыс. рублей — для юридических лиц. В случае повторного нарушения они возрастают до 20-30 тыс. рублей, 40-60 тыс. рублей и 60-100 тыс. рублей соответственно. Причем для юридических лиц и лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, может применяться даже конфискация транспортного средства.

Если же сброс мусора осуществляется из грузовика, то штрафы достигают: 40-50 тыс. рублей — для граждан, 60-80 тыс. рублей — для предпринимателей без образования юридического лица, 100-120 тыс. рублей — для юридических лиц. При повторном нарушении максимальные санкции увеличиваются до 70 тыс. рублей, 100 тыс. рублей и 200 тыс. рублей соответственно. Конфискация транспортного средства тоже предусматривается как возможное дополнительное наказание.

Для того чтобы контролировать сброс отходов из транспортных средств, законопроект предлагает использовать дорожные камеры, а также фотоловушки, установленные в потенциальных местах незаконной свалки, и периодически перемещать комплексы фотовидеофиксации для большего охвата лесных массивов и др. экологических зон.

Стоит сказать, что Правительственная комиссия законопроект в целом поддержала, но при условии его доработки — приведение используемых в документе терминов в соответствие с законом «Об охране окружающей среды».