В Архангельске создадут портовый комплекс для перевалки каботажных грузов
4 июля 2025 г.11:58

Пресс-служба губернатора Архангельской области
В Архангельске создадут Арктический портово-промышленный комплекс «Талаги», рассказал в своем телеграм-канале губернатор Архангельской области Александр Цыбульский. Новый комплекс будет предназначен для перевалки каботажных грузов — как в рамках транзита по Северному морскому пути, так и для организации т.н. «северного завоза» в отдаленные районы России. На данный момент предпроектная проработка терминала уже находится в финальной стадии. Помимо строительства самого комплекса, предусматривается прокладка железнодорожных подходов и проведение дноуглубительных работ.
«Продолжаем плановую работу по развитию транспортной инфраструктуры. Одним из важных направлений станет создание Арктического портово-промышленного комплекса «Талаги». Проект направлен на обеспечение перевалки каботажных грузов, включая северный завоз, а также наращивание внешнеторгового грузооборота через Севморпуть», — написал в своем телеграм-канале Александр Цыбульский.
Он уточнил, что общий объем инвестиций в проект оценивается приблизительно в 18 млрд. рублей. Его плановая мощность составит порядка 10 млн. тонн грузов в год.
Помимо строительства инфраструктуры, предназначенной непосредственно для хранения, перевалки и накопления грузов, предусматривается прокладка железнодорожных подходов с их подключением к сети «РЖД», а также проведение дноуглубительных работ.
«Предпроектная проработка комплекса находится на финальной стадии. Выполнены инженерно-геологические изыскания, разработаны варианты подъездных железнодорожных путей, определена точка подключения к сети ОАО «РЖД». Утвержден генеральный план участка для строительства морского терминала, рассчитаны параметры дноуглубительных работ и судоходного канала», — подчеркнул глава Архангельской области.
При этом, в какие именно сроки рассчитывают полностью реализовать проект, он не уточнил.
Архангельск как опорная точка на Северном морском пути
Архангельск в принципе является важной частью Северного морского пути, поскольку обеспечивает сокращение транзитных сроков перевозки до 7-8 суток по сравнению с заходом в порт Санкт-Петербурга.
Правда, на данный момент Архангельск нельзя использовать на полную мощность. Это станет возможным только после того, как здесь построят новый глубоководный порт. Работы в этом направлении уже идут, их планируют завершить к началу 2030-х годов.
При этом новый порт будет не только глубоководным — он позволит поддерживать круглогодичное судоходство, причем с выходом в Мировой океан в обход акватории т.н. «недружественных» стран.
Вместе с тем Архангельск уже сейчас активно используется при перевозках по Северному морскому пути. Во-первых, он включен в маршрут субсидируемых внутрироссийских перевозок, а во-вторых, через Архангельский порт реализуется проект по развитию грузовых перевозок с Китаем.
В прошлом году была запущена контейнерная линия «Архангельск-Шанхай». В течение 2024-го года в рамках сервиса было выполнено десять судозаходов, в этом году количество рейсов планируют увеличить ровно в два раза.
Контейнерная линия с Китаем обеспечивает как импортные, так и экспортные перевозки. Получателями китайских товаров, равно как и экспортерами, являются предприятия не только Архангельской области, но и других северо-западных, а также центральных регионов страны.