В 2021 году финансовых возможностей не было. А сейчас? Владимир Путин считает, что наступил подходящий момент для развития скоростных железных дорог

17 августа 2023 г.17:10

Владимир Путин считает, что наступил подходящий момент для развития ВСМ

commons.wikimedia.org

Президент РФ Владимир Путин заявил, что наступил момент для реализации высокоскоростной железнодорожной магистрали (ВСМ) между Москвой и Санкт-Петербургом, сообщает ТАСС. Вместе с тем два года назад этот проект был заморожен из-за отсутствия финансовых ресурсов. Он в том числе должен был освободить действующий железнодорожный путь для обеспечения грузооборота с портами Северо-Запада, которые на тот момент были лидирующими в стране, а с введением санкций уступили свои позиции дальневосточным и черноморским портам.

«Проект скоростной железной дороги между Москвой и Петербургом обсуждается нами давно, — отметил глава государства. — Мне кажется, что сейчас мы действительно подошли к возможности его реализации».

Владимир Путин подчеркнул, что в результате строительства ВСМ существенно возрастет скорость передвижения пассажиров. «Время в пути для пассажиров уменьшится: с сегодняшних 4 часов 5 минут до 2 часов 15 минут между Санкт-Петербургом и Москвой, между Тверью и Москвой это будет уже 39 минут и между Великим Новгородом и Санкт-Петербургом — 29 минут вместо сегодняшних 3 часов 10 минут», — уточнил президент.

Одновременно строительство новой пассажирской магистрали освободит действующую колею для грузовых перевозок. Таким образом, увеличится и скорость доставки грузов, подытожил Владимир Путин.

Ограниченные финансовые ресурсы

На самом деле проект высокоскоростных железнодорожных магистралей обсуждается в России на протяжении уже нескольких лет. Сразу его реализацию планировали начать с ВСМ «Москва-Казань», которую в 2018-м году даже внесли в Комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры до 2024-го года.

Однако уже на следующий год от идеи отказались в пользу ВСМ «Москва – Санкт-Петербург» с продлением до Нижнего Новгорода. К этому времени, как выяснилось, подсчитали, что высокоскоростная магистраль между Москвой и Казанью не сможет окупить себя в минимальные сроки, поскольку между городами нет достаточного пассажиропотока.

В противоположность этому направлению, маршрут между Москвой и Санкт-Петербургом пользуется большей популярностью как у самих россиян, так и у иностранных туристов. Тем более что ее строительство должно было освободить колею для грузового сообщения с портами Северо-Западного бассейна, которые на тот момент назывались «морскими воротами» в страну.

Однако несмотря на указанные преимущества, в 2021-м году от строительства ВСМ «Москва – Санкт-Петербург» тоже отказались. Тогда вице-премьер Марат Хуснуллин пояснял, что в рамках проекта построят только входы в столицы, а соединять скоростной железной дорогой их будут по мере появления финансовых возможностей.

«У нас сейчас очень много принято проектов в транспортном строительстве, поэтому денег на все не хватает», — подчеркивал он в тот момент.

Нынешние возможности

Вместе с тем стоит отметить, что после 24-го февраля 2022-го года поток туристов в страну из стран Европы, которые чаще всего как раз стремились посетить Москву и Санкт-Петебург, упал.

Кроме того, с введением санкций ЕС ухудшились возможности использования портов Северо-Западного бассейна. Сейчас они постепенно восстанавливают грузопоток, однако сразу после того как начали действовать европейские ограничения, только Большой порт Санкт-Петербурга показал снижение по грузообороту на 37,5%.