Ужесточить и повысить: какие законодательные инициативы были приняты на прошедшей неделе?
28 июля 2025 г.09:00

Пресс-служба Государственной Думы РФ
На прошедшей неделе были приняты сразу две важные для российской логистики законодательные инициативы. Во-первых, вводятся дополнительные штрафы для транспортно-экспедиционных компаний, а во-вторых, ужесточается контроль за иностранными перевозчиками. Кроме того, Государственная Дума одобрила в окончательном чтении законопроект о повышении пошлин на водительские и транспортные документы. Но обо всем по порядку...
Дополнительные штрафы для экспедиторов
Этот законопроект, правда, пока одобрен только нижней палатой парламента (то есть Государственной Думой), но то, что в результате он будет принят окончательно, практически не вызывает сомнений.
Хотя бы потому, что он дополняет закон о введении в России реестра экспедиторов, а этот закон уже полностью утвержден и ожидает своего вступления в силу с 1-го марта 2026-го года.
В принципе, часть дополнительных штрафов для экспедиторов как раз таки предусматривается за осуществление деятельности без регистрации в реестре (а он будет обязательным для всех юридических лиц и ИП, имеющих соответствующий код ОКВЭД). Эти штрафы, что естественно, начнут взимать вместе с запуском реестра — с 1-го марта 2026-го года.
Однако еще часть штрафов войдут в КоАП буквально совсем скоро — с 1-го сентября 2025-го года. Они ожидают тех экспедиторов, которые, например, не передадут правоохранительным органам по их запросу всю информацию о том или ином заключенном договоре транспортной экспедиции или откажутся передавать на проверку принятый к перевозке груз.
Кроме того, предполагаются штрафы за нарушение сроков (не менее трех лет) и условий хранения всех заключенных договоров транспортной экспедиции и невыполнение требований, предъявляемых к эксплуатируемому оборудованию и программно-техническим средствам.
Подробнее о штрафах и их размерах вы можете прочитать в нашем отдельном материале по ссылке.
Больше контроля для иностранных перевозчиков
Этот закон, кстати, уже подписан. В отношении иностранных перевозчиков он вступит в силу с 1-го сентября 2026-го года.
Такая долгая отсрочка нужна, видимо, потому, что требуется время на интеграцию информационных систем государственных органов и операторов платных дорог, в том числе и оператора «Платона».
Поскольку основная суть этого закона состоит в том, чтобы при выезде из России взимать с иностранных перевозчиков не только штрафы за нарушение тех или иных правил в области транспорта и дорожного движения, но и плату за проезд по платным дорогам (и по федеральным трассам в рамках системы «Платон» тоже), если таковая не была внесена.
Кроме того, с иностранных перевозчиков, помимо штрафов, при выезде из России также будут требовать компенсировать ущерб, причиненный дорожному полотну, если было зафиксировано превышение допустимых весогабаритных параметров транспортного средства без оформления (или с неточным оформлением) специального разрешения.
Если иностранный перевозчик не погасит задолженность, его попросту не выпустят из страны.
Выше пошлины для всех водителей и автовладельцев
Законопроект тоже пока одобрен только нижней палатой парламента, но, поскольку он инициирован Министерством финансов РФ, сомневаться в том, что он будет принят окончательно, не приходится.
Документ увеличивает размер 15 действующих пошлин за выдачу водительских и транспортных документов, в том числе за допуск к перевозке опасных грузов, и вводит еще два новых вида пошлин: за выдачу автошколам заключения о соответствии необходимым требованиям учебно-материальной базы и за внесение сведений в единую автоматизированную информационную систему технического осмотра при оформлении диагностической карты.
Подробнее о том, какими именно будут новые размеры пошлин, вы тоже можете прочитать в нашем отдельном материале по ссылке (мы там специально для удобства и табличку сделали).
...
Всем продуктивной недели и оставайтесь вместе с нами следить за актуальными новостями в мире транспорта и логистики!