Транспортный коридор «Север-Юг» поможет Астраханской области стать промышленным центром на Каспии
24 октября 2022 г.14:44
commons.wikimedia.org
Астраханский транспортный узел вследствие географического положения может стать центральным логистическим узлом для перевалки значимых товаров российского экспорта и в перспективе финансово-промышленным центром российского Каспия в рамках развития международного транспортного коридора(МТК) «Север-Юг». Такое мнение в комментариях ТАСС высказал научный сотрудник Института экономики РАН, член научно-технического совета АНО «Афанасий Никитин» Александр Караваев.
«Благодаря своему расположению в устье и на побережье Каспия, Астраханский транспортный узел может стать центральным логистическим узлом для строительных материалов, металлургии, поставок цемента, удобрений, пиломатериалов, угля и др. значимых товаров для российского экспорта. Соответственно, нужно наращивать инвестиции в складские мощности, подъездные пути, предприятия сферы транспортных и логистических услуг», — отметил Александр Караваев.
«Регион постепенно становится самостоятельным игроком во внешнеэкономической деятельности России на южном направлении. Нужно предложить инвесторам в области ряд ключевых проектов предприятий для обслуживания торговых маршрутов МТК «Север-Юг»», — добавил эксперт, подчеркнув, что Астрахань имеет все возможности реализовать себя финансово-промышленным центром российского Каспия.
По его мнению, для этого необходимо запускать отдельные точки роста, связанные с развитием судостроения для регионов России и стран Каспия, в том числе с перспективой создания новых особых экономических зон с участием стран Каспийского бассейна.
«Наличие ОЭЗ «Лотос» и в перспективе ОЭЗ на грузовом терминале «Кутум» (терминально-складской комплекс «РЖД» – прим.) может привлечь капиталы в те отрасли, которые требуют максимальное вовлечение в межрегиональную кооперацию, что относится к большинству сфер промышленности. Прямо сейчас можно воспользоваться инициативой Минэкономразвития РФ и создать ассоциацию СЭЗ Каспия, возглавив этот процесс», — уточнил Александр Караваев.
«РЖД» планируют модернизировать грузовой терминал «Кутум» к 2024-му году. Ожидается, что в результате он сможет обрабатывать более 3 млн. тонн грузов в год. Кроме того, по окончании реконструкционных работ есть предложение создать на базе терминала особую экономическую зону (ОЭЗ).
«Возможно, будут перспективы у завода по ремонту и сборке новых контейнеров, включая рефрижераторные установки, учитывая их дефицит в России и на каспийских маршрутах», — предположил эксперт, напомнив, что, по данным астраханских властей, контейнерные перевозки через порты региона за последние три месяца выросли в пять раз.
Александр Караваев считает, что в судостроении основной акцент необходимо сделать на строительстве химовозов и танкеров, учитывая, что Россия заключила соглашения на транзит в Иран 5 млн. тонн нефти, а также на выполнении заказов от Туркменистана и Азербайджана. «Эти страны обладают собственным судостроением и ремонтом, но амбициозные программы превышают их мощности. Если Азербайджан способен строить максимум шесть судов в год, астраханский кластер — около 14», — добавил эксперт.
О транспортном коридоре «Север-Юг»
Межправительственное соглашение о создании мультимодального транспортного коридора «Север-Юг» было подписано Россией, Индией и Ираном еще в 2000-м году. Позже состав участников расширился до 14.
Изначально целью проекта было привлечение транзита через российскую территорию грузовых потоков из Индии, Ирана и стран Персидского залива в Европу, поскольку, по сравнению с морским маршрутом через Суэцкий канал, коридор «Север-Юг» сокращается расстояние доставки более чем в два раза и тем самым снижает сроки и стоимость перевозки.
Однако сейчас на фоне санкций, которые существенно снизили товарооборот со странами ЕС и в целом ввели ограничения для логистической отрасли РФ, коридор «Север-Юг» стал рассматриваться как один из основных вариантов доставки грузов в страну и вывоза экспорта.
Так, в частности, в Министерстве экономического развития РФ ожидают, что грузооборот по этому маршруту к 2030-му году вырастет до 25 млн. тонн.