Traft: Грузооборот растет в том числе и за счет увеличения дальности перевозок

28 мая 2019 г.16:23

Эксперты видят причину роста грузооборота автомобильного транспорта в увеличении дальности перевозок

24-го мая Росстат опубликовал отчет по грузообороту транспорта в России, и его данные мало сказать что удивляют. Если им верить, то за апрель грузооборот автомобильного транспорта по сравнению с прошлым годом вырос на 14,7%, а в целом за четыре первых месяца его рост составил 10,2%.

Чтобы понять, насколько удивительны эти результаты, достаточно вспомнить отчеты Росстата за предыдущие месяцы и годы. Уже на протяжении нескольких лет действительно хорошим считается показатель, слегка выходящий за +3%. Вспомнить, когда он хотя бы приближался к 10%, не поднимая отчеты за 2000-е годы, трудно.

Среднестатистическое же значение грузооборота автомобильного транспорта колеблется в районе от 2% до 3%.

Единственное: выделяется еще январь этого года с показателем в 5,9%, который уже считался рекордным, поскольку прежде годовой результат лишь на 2,3% опережал показатели 2017-го года. При этом в 2017-м грузооборот автомобильного транспорта вырос только на 1,2%, а в 2016-м — вообще на 0,3%.

Он «просел», как нетрудно догадаться, в 2014-м году, с обменом санкциями между Россией и Евросоюзом, и после стал медленно увеличиваться.

Если же вернуться к нынешним показателям, то стоит отметить, что общий грузооборот транспорта вырос незначительно: всего на 2,3%. Из чего можно сделать вывод, что автомобильные грузоперевозки продемонстрировали успехи не сами по себе, а «отобрали» их часть у других видов грузоперевозок, в частности у железной дороги, грузооборот которой увеличился только на 2,7%.

В транспортной компании Traft данные Росстата объясняют также и увеличением дальности перевозок.

Напомним: грузооборот измеряется в тонно-километрах и, как легко предположить, определяется умножением количества перевезенного груза на пройденное расстояние.

«Рост мы связываем с постепенным вводом в эксплуатацию все большего количества новых высокоскоростных дорог, которые позволяют, даже несмотря на взимание платы, проезжать длинные участки быстрее, что дает экономию на эффекте масштаба», — объясняет коммерческий директор Traft Андрей Савин. По его словам, речь прежде всего идет об участках трассы М-11, которую «к зиме обещают, наконец, открыть целиком от Москвы до Питера», что тоже должно оказать влияние на развитие отрасли.

Еще одну причину роста Андрей Савин видит в ускорении темпов обновления автопарков. «Исходя из банковской аналитики по кредитам, выданным автомобильным перевозчикам в указанный период (первая половина 2019-го года), видно, что лизинг и кредитование автопарков перевозчиков под новые машины был выше аналогичного периода прошлого года, — отмечает коммерческий директор Traft. — Это значит, что те перевозчики, кто в последние годы тянул с обновлением машин, в итоге стали активнее их обновлять. Новые автомобили несут меньше убытков и простоев, поскольку практически не ломаются сразу после покупки, благодаря чему заметно увеличилось количество междугородних рейсов на расстояния от 300 км и более».

С начала этого года рынок новый грузовых автомобилей после почти полугодового падения действительно начал, наконец-то, постепенно расти: так, по итогам января продажи по сравнению с январем 2018-го года даже увеличились на 6,6%, что после августовского спада на 19% и минимального годового (за 2018-й год) роста на 2,7% тоже можно в какой-то степени считать рекордом.

Добавим также, что данные по грузообороту автомобильного транспорта тем удивительнее, что именно в апреле в большинстве регионов Центрального, Северо-Западного и Приволжского федеральных округов действовали весенние ограничения для грузовых автомобилей.

Впрочем, может и это тоже сыграло свою роль: на фоне усиления весогабаритного контроля перевозчики подчинились ограничениям и доставляли груз маленькими партиями, увеличивая тем самым количество пройденного за месяц пути.