Сроки доставки товаров из Китая увеличились до 75-90 дней

13 октября 2022 г.14:33

Сроки доставки товаров из Китая увеличились до 75-90 дней

Порт Владивостока/Фото: commons.wikimedia.org

Сроки доставки товаров из Китая бьют антирекорды, говорится в пресс-релизе, подготовленном по информации логистических компаний ПЭК, «Парус», Asia Import Group и производителей «Завод МеталлЭнерго» и «Брозэкс Восток». Из-за ажиотажного спроса на перевозки из Китая, возникшего на фоне санкций против РФ, сейчас наблюдаются перезатаренность портов Дальнего Востока и большие очереди на автомобильных пограничных переходах. При этом железнодорожные рейсы регулярно отменяются. В итоге, сроки доставки товаров из КНР достигают 75-90 дней.

Как рассказала директор бизнес-юнита ПЭК: GLOBAL Оксана Феоктистова, в сентябре самая напряженная ситуация сложилась на железнодорожном направлении. По ее словам, с августа компаниям регулярно сообщают об отмене рейсов из Китая без объяснения причин. В результате, сроки доставки товаров по железной дороге варьируются от 25 до 75 дней, при этом спрогнозировать, какими именно они будут, практически невозможно.

Заместитель директора «Брозекс Восток», член «Деловой России» Леонид Поденков также добавляет, что вагоны могут простаивать на промежуточных станциях 1-2 месяца.

В марте компания переориентировалась на альтернативных поставщиков химической продукции из Китая. Однако теперь она регулярно сталкивается не только с нарушением сроков доставки, но и повреждением грузов в пути. В частности, вагоны спускают с сортировочной горки, что приводит к порче оборудования, рассказывает Леонид Поденков. При этом он напоминает, что тарифы на железнодорожные перевозки выросли на 7% год к году.

Что касается морского транспорта, то здесь сроки доставки товаров из Китая выросли с 50 до 90 дней. «Порты Дальнего Востока перезатарены, срок ожидания разгрузки может достигать 14 дней. Не хватает открытых площадок для таможенных досмотров, что приводит к задержкам в обработке. Недостаточно и ж/д платформ — а это простои, которые не регламентируются никакими нормативами», — отмечает Оксана Феоктистова.

Ведущий менеджер по продажам компании «Парус» Евгения Валиева подчеркивает, что на Восточном направлении возник дефицит провозных мощностей. Глобальные морские линии заменили российские и китайские операторы, грузы доставляются в основном судами малой вместимости. При этом ставки на морской фрахт за год снизились в два раза — с 12 тыс. до 6 тыс. долларов за FEU, рассказывает генеральный директор Asia Import Group, член комитета по транспортной логистике «Деловой России» Артем Лылык.

По-прежнему сохраняются и заторы на границе при доставке грузов автомобильным транспортом. Так, на границе с Китаем действуют восемь автомобильных пунктов пропуска, но их пропускная способность существенно ограничена и составляет в среднем 40 грузовиков в сутки.

При этом все еще действует модель перецепки, введенная Китаем на фоне коронавирусной инфекции: товар до границы доставляет китайский грузовик и только после этого партию забирает тягач на российских номерах. Такой порядок тоже затягивает сроки перевозки.

По словам Артема Лылыка, по состоянию на сентябрь самыми большими заторами отличались пограничные переходы «Забайкальск/Маньчжурия», «Полтавка/Дуннин» и «Суйфэньхэ/Пограничный». Здесь срок ожидания проезда через границу достигает 23-45 дней, в то время как один день простоя обходится перевозчику в 2,5-5 тыс. рублей.

«Положительный момент — открытие грузового моста «Благовещенск-Хэйхэ» и транспортно-логистического центра «Каникурган», — говорит Артем Лылык. — Однако пока недостаточно инфраструктуры. В частности, необходимо установить ж/д тупик, который мог бы обрабатывать, принимать контейнеры и формировать составы для отправки в Центральную часть России».

Генеральный директор Asia Import Group также рассказал, что с 1-го сентября все грузовики, прибывшие из Китая на территорию России, необходимо выгружать. Поэтому, например, в контейнере требуется создать технологический проход для досмотра пограничниками и кинологами.

В целом, простой фур и расходы на погрузочно-разгрузочные работы увеличивают себестоимость автодоставки из Китая на 10-12%, резюмирует эксперт.

Как нормализовать ситуацию?

Представители логистического рынка опасаются, что в дальнейшем ситуация будет ухудшаться. Согласно данным Главного таможенного управления Китая, только за последние семь месяцев товарооборот РФ и КНР вырос на 29%. При этом ожидается продолжение роста, однако именно логистика может стать барьером для торгового сотрудничества двух стран.

«Спрос на доставку из Китая продолжает расти, за март-сентябрь объем грузоперевозок ПЭК увеличился на 42%. Чтобы избежать задержках в сроках доставки, отслеживаем ситуацию в режиме реального времени и переключаемся на альтернативные маршруты», — отмечает директор бизнес-юнита ПЭК: GLOBAL Оксана Феоктистова.

Для решения проблем с логистикой из Китая игроки рынка считают необходимым увеличить, например, число автомобильных пунктов пропуска между Россией и Китаем, внедрив там электронную очередь, оборудовать площадки ожидания на подъездах к пограничным переходам, реконструировать подъездные трассы, расширив на них число полос для движения.

«Важно ускорить строительство дополнительных мощностей в портах Дальнего Востока и модернизацию существующих. Речь о морских контейнерных терминалах, новых причалах, кранах, зонах таможенного оформления и дополнительных ж/д платформах», —  подчеркивает коммерческий директор завода по производству металлоконструкций «МеталлЭнерго», председатель комитета по транспорту и грузоперевозкам межрегионального отделения «Деловой России» по Хабаровскому краю и Еврейской автономной области Максим Кузема.

Остро стоят вопросы и с оборудованием железнодорожных станций и их пропускной способностью. Как отмечают логистические операторы, чаще всего грузы из Китая доставляются на станции Московского железнодорожного узла, поскольку именно там достаточно складской инфраструктуры и зон таможенного оформления. Если модернизировать и адаптировать станции других крупных узлов, например Новосибирска и Екатеринбурга, то можно будет более равномерно распределять контейнерный грузопоток, что снизит нагрузку на «Ворсино», «Белый Раст» и другие железнодорожные терминалы.