Срок замены блока СКЗИ тахографа могут увеличить до 7 лет

21 мая 2019 г.17:22

Срок замены блока СКЗИ тахографа могут увеличить до 7 лет

Срок службы составных частей тахографа — блока СКЗИ, а также карт предприятия и водителя, которые сейчас следует менять каждые три года, — могут продлить, приравняв его к 7 годам — сроку действия непосредственно самого тахографа. Штрафы за отсутствие контролирующего устройства могут также увеличить до такого размера, чтобы перевозчикам было выгоднее приобретать, устанавливать и обслуживать тахографы, нежели нарушать. Такие «пожелания» содержатся в заключении об оценке Приказа Министерства транспорта №36, проведенной другим ведомством — Министерством экономического развития.

В целом, как отмечается в заключении, за шесть лет своего действия (а Приказ был зарегистрирован Министерством юстиции 7-го марта 2013-го года) документ не обеспечил достижения ни одной из поставленных перед ним целей, а некоторые его требования и вовсе являются излишними.

В частности, излишней Министерство экономического развития называет норму об обязательном оснащении тахографов блоком СКЗИ. По оценке ведомства, такое требование, увеличивая возможные расходы перевозчиков, наоборот, заставляет их вовсе отказываться от установки тахографов. Тем более что вероятность того, что транспортное средство остановят для проверки наличия устройства, как отмечают и сами участники рынка, сейчас весьма мала.

Так, по данным Министерства экономического развития, установка тахографа только на один автомобиль стоит порядка 40 тыс. рублей, замена блока СКЗИ — 20 тыс. рублей каждые три года, замена карты предприятия и карты одного водителя — 7,5 тыс. рублей тоже каждые три года. В то время как максимальный размер штрафа за отсутствие контролирующего устройства, который в настоящее время для транспортных компаний, в принципе, не предусмотрен, для водителей составляет 3 тыс. рублей, для должностных лиц — 10 тыс. рублей.

Законопроект, который должен ввести ответственность для юридических лиц до 50 тыс. рублей или приостановления деятельности сроком до 90 дней, был внесен в Государственную Думу весной прошлого года и до сих пор прошел только первое чтение.

В результате, за шесть лет из 2 млн. (такую цель по охвату ставило в 2013-м году Министерство транспорта) тахографами оснащено лишь около 35%, или 718 411, транспортных средств.

Вместе с тем Министерство экономического развития не предлагает исключить норму о тахографах с блоком СКЗИ: в соответствии с позицией ведомства, заставить перевозчиков устанавливать тахографы можно, во-первых, путем снижения их издержек за счет увеличения до 7 лет срока замены как самого устройства, так и его составных частей, а во-вторых, введением таких штрафов, чтобы перевозчикам, в принципе, было невыгодно нарушать.

Отметим также, что ранее Министерство транспорта самостоятельно «раскритиковало» свой Приказ, обнародовав данные, свидетельствующие о том, что цели документа не достигнуты, и признав, что он нуждается в доработке. Так, сейчас ведомство готовит законопроект, который среди прочего должен ввести четкие требования к мастерским и ужесточить их ответственность за «ненадлежащее выполнение работ» по установке тахографа.

Для справки: считается, что блок СКЗИ в тахографе позволяет сохранить достоверность данных и минимизирует риск их самовольной корректировки.