Зарегистрируйтесь и получите бесплатный доступ к функционалу на весь 2019 год

«Пусть за свой счет тахографы и раздают!»: Министерство транспорта намерено ужесточить требования к тахографам и к тем, кто их устанавливает

5 марта 2019 г.09:56

Министерство транспорта собирается ужесточить требования к тахографам и усилить контроль за деятельностью тех, кто их устанавливает. Это следует из проведенного ведомством анализа своего Приказа №36 от 2013-го года. Результаты оценки документа опубликованы на Федеральном портале проектов нормативных правовых актов.

Сейчас в приказе содержатся общие требования: тахограф должен быть оснащен датчиком движения, антеннами для приема сигнала ГЛОНАСС/GPS, сигналов мобильной связи. Аппарат должен уметь фиксировать скорость движения автомобилей, координаты, переключаться между режимами «отдых», «готовность» и «работа». При этом в Министерстве транспорта указывают на недостатки действующей редакции документа.

Один из таких недостатков касается мастерских, которые занимаются установкой и обслуживанием тахографов (сегодня их более 1,2 тыс.). Отмечается, что компании часто нарушают технологию, из-за чего приборы могут работать «некорректно», а измеряемые ими параметры «подвергаются сомнениям». При этом какой-либо ответственности за «ненадлежащее выполнение работ» установщики не несут, подчеркивают в ведомстве.

Перевозчик, как правило, не может понять, качественно ли выполнены работы по установке тахографа, пояснил «Коммерсанту» председатель ассоциации «Рустахоконтроль» Геннадий Мирошин. «Заниматься установкой приборов может, по сути, любая компания: достаточно подтвердить наличие помещения и оборудования, получить разрешение», — говорит он. Проверку тахографов на соответствие требованиям проводит только сам производитель, стороннего аудита не проводится, отмечают в Министерстве транспорта. Геннадий Мирошин подтверждает, что проверяется только уровень криптозащиты прибора — остальной функционал не тестируется: «Никто не знает, насколько точно тахограф меряет скорость, координаты».

Чтобы решить проблемы, на которые указывает Министерство транспорта, необходимо создать подконтрольный государству реестр, из которого перевозчики могли бы выбирать гарантированно проверенные приборы и их установщиков, считает Геннадий Мирошин.

При этом координатор проектов ассоциации «Дальнобойщик» Валерий Войтко отмечает, что основная проблема для рынка — чрезмерная дороговизна бортовых приборов: по его данным, установка стоит 35-40 тыс. рублей (по оценкам Министерства транспорта — от 30 тыс. рублей) за один бортовой самописец. «Ежегодные затраты бизнеса на выполнение требований по тахографии достигают 65-90 млрд. рублей. Это обеспечивает доход 2-3 производителям и аффилированным с ними фирмам», — говорит Валерий Войтко. По его мнению, через один-два года государство может ввести новые требования к устройствам — и перевозчикам снова придется их менять. «Если органам власти нужен контроль за перевозками, маршрутами, ассортиментом перевозимых грузов, то пусть за свой счет тахографы раздают и собирают с них информацию», — отмечает эксперт.

Сейчас, напомним, обязательное требование об установке тахографов распространяется только на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Ответственность за отсутствие оборудования несет водитель (от 1 тыс. до 3 тыс. рублей штрафа) и должностное лицо (от 5 тыс. до 10 тыс. рублей). Наказание для юридических лиц за такое нарушение на данный момент пока не предусмотрено.

Вместе с тем в Государственной Думе уже прошел два чтения законопроект, который вводит ответственность и для них (от 20 тыс. до 50 тыс. рублей штрафа или приостановление деятельности на срок до 90 суток) и до 5 тыс. рублей ужесточает ответственность для водителей.

Мало того, с 1-го ноября этого года тахографы должны будут устанавливаться и в грузовиках и автобусах, принадлежащих физическим лицам, а нормы режима труда и отдыха водителей будут внесены в Правила дорожного движения (проект поправок уже подготовлен) и станут обязательными для всех водителей грузовых автомобилей массой более 3,5 тонн.

При этом к 2025-му году, согласно паспорту национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги», в России будет создана автоматизированная информационная система тахографического контроля, куда данные о соблюдении водителем режима труда и отдыха будут пересылаться автоматически.