Сможет ли действительно ужесточение весогабаритного контроля снизить количество нарушений?
6 марта 2025 г.17:07

Росавтодор
С 1-го сентября 2025-го года в России вступает в силу новый закон, который обязывает водителей грузовых автомобилей проходить весовой и габаритный контроль «по требованию должностного лица, уполномоченного на проведение постоянного рейда». По сути, эта поправка к статье 31 Устава автомобильного транспорта стала ответом на проблему уклонения от взвешивания со стороны недобросовестных перевозчиков. Однако сможет ли это решение, как и другие меры по усилению весогабаритного контроля, действительно повлиять на количество нарушений? Своим мнением об этом с нами поделился операционный директор компании ILC Александр Юрищев.
Необходимость усиления контроля
Одной из основных причин введения поправки является выявление множества случаев, когда водители избегали прохождения весогабаритного контроля. Недобросовестные перевозчики знают все контрольные пункты, включая временные, и умело обходят их, что создает угрозу безопасности на дорогах и наносит ущерб инфраструктуре.
Введение обязательного контроля по требованию должностных лиц сделает попытки уклониться от него более рискованными и экономически нецелесообразными. Это, в свою очередь, даст шанс сократить количество таких нарушений.
Вес ошибки: как некорректный контроль влияет на количество нарушений
С другой стороны, большое количество нарушений связано, в том числе, с некорректной работой оборудования на контрольных пунктах. Бывают случаи, когда даже пустые машины показывают перевес. Это приводит к необоснованным штрафам, которые трудно оспорить.
Неудивительно, что водители могут избегать пунктов контроля. Поэтому в первую очередь нужно повысить точность и корректность работы оборудования, чтобы исключить такие случаи. Важно также, чтобы процесс проверки был прозрачным и понятным для всех участников. Это поможет избежать ненужных конфликтов и повысить эффективность контроля.
Поможет ли увеличение штрафов?
Вопрос размера штрафных санкций для нарушителей тоже вызывает дискуссии. В Государственной Думе сейчас обсуждают поправки, которые предусматривают повышение штрафов за отказ остановиться по требованию инспектора с 500-800 рублей до 7-10 тыс. рублей.
На мой взгляд, эта мера повлияет на небольшое количество недобросовестных перевозчиков. Пока это будет выгодно, даже с учетом увеличения штрафов и усложнения доставки, они будут продолжать искать способы обойти правила.
Главное же — обеспечить исправность и точность оборудования, не допускать ситуаций, когда ошибочные показания весов приводят к необоснованным штрафам. Это повысит доверие перевозчиков и станет эффективным стимулом для значительного сокращения уклонений от проверки.
Единая автоматизированная система контроля
В настоящее время обсуждается также создание единой автоматизированной федеральной платформы весового и габаритного контроля. Ожидается, что это поможет противодействовать коррупции и обеспечит более высокий уровень автоматизации процесса.
Однако пока неясно, как именно будет работать такая система.
Если ее внедрение не приведет к дополнительным административным барьерам для перевозчиков и новым сборам, она действительно может улучшить ситуацию. Главным в этом вопросе является простота и эффективность, чтобы перевозчики не сталкивались с ненужными сложностями при регистрации и прохождении контроля.
Мораторий на штрафы для мусоровозов: за и против
При этом недавно в России был принят закон, который вводит трехлетний, до 1-го марта 2028-го года, мораторий на штрафы за перегруз для мусоровозов.
С одной стороны, это оправданно, так как мусоровозы не могут заранее точно рассчитать, сколько мусора они соберут на каждой из точек. С другой стороны, эти машины оказывают такое же негативное влияние на дорожную сеть, как и обычные фуры.
С моей точки зрения, проблему можно решить, устанавливая на мусоровозы системы контроля нагрузки на оси, которые позволят предотвращать перегруз до того, как это приведет к повреждению дороги. При достижении предельной нагрузки машина будет направляться на выгрузку, после чего продолжит движение по маршруту. Это более сбалансированный подход, который позволит контролировать ситуацию без излишних привилегий для спецтехники.
...
Таким образом, новые меры, направленные на усиление контроля за соблюдением весогабаритных норм, могут улучшить ситуацию в отрасли. Однако их успешность во многом зависит от качества работы оборудования и прозрачности процесса проверки.
Повышение штрафов и создание единой автоматизированной системы весового и габаритного контроля могут стать важными шагами в предотвращении нарушений, но важно, чтобы они не создали дополнительные трудности для добросовестных перевозчиков.