Штраф по-прежнему является основным наказанием: бизнес-омбудсмен призвал отложить принятие нового КоАП

4 июня 2020 г.14:20

Бизнес-омбудсмен призвал отложить принятие нового КоАП

kremlin.ru

Уполномоченный при Президенте России по защите прав предпринимателей Борис Титов считает преждевременным принятие нового Кодекса об административных правонарушениях (КоАП) с 1-го января следующего года. Как сообщает ТАСС, бизнес-омбудсмен направил в Министерство юстиции отрицательный отзыв на проект КоАП.

«До сих пор не ликвидированы избыточные и устаревшие обязательные требования, нарушение которых является основанием для привлечения предпринимателей к административной ответственности, а новый КоАП не то что не предусматривает снижения штрафов, но еще и увеличивает их. По отдельным статьям — весьма значительно. Особенно сильно негативные последствия от принятия нового КоАП РФ будут ощутимы на фоне ожидаемого (из-за коронавируса – прим.) экономического спада», — указал Борис Титов в своем отзыве.

Он отметил, что к административной ответственности бизнес привлекают все чаще. Согласно данным Росстата и судебного департамента при Верховном суде РФ, в 2019-м году различные административные наказания были наложены более чем на 1 млн. юридических лиц — каждое 4-е юридическое лицо из числа действующих.

Для сравнения: в 2015-м году этот показатель, по данным бизнес-омбудсмена, составлял около 400 тыс. организаций.

Кроме того, проект нового КоАП РФ оставил неизменной карательно-фискальную мотивацию органов государственного контроля, говорится в отзыве уполномоченного. По словам Бориса Титова, штраф по-прежнему выделяется в качестве основного административного наказания и устанавливается за большинство правонарушений, предусмотренных особенной частью проекта кодекса.

Более того, как отметил бизнес-омбудсмен, в проекте нового КоАП существенно увеличены размеры штрафов без какого-либо экономического обоснования. По отдельным правонарушениям повышение составляет десятки раз. Особенно сильно, подчеркнул Борис Титов, выросли штрафы для индивидуальных предпринимателей: по этому параметру их практически приравняли к юридическим лицам.

«К сожалению, штрафы у нас в стране являются заранее планируемым источником пополнения бюджета. То есть: ситуация, когда бизнес нарушил по минимуму, даже не закладывается как целевая. Соответственно, и контролеры стараются собирать штрафы по максимуму, потому что так поставлена задача. И у них это отлично получается», — замечает уполномоченный по защите прав предпринимателей.

Так, Борис Титов приводит следующие цифры: в 2018-м году доход федерального бюджета от штрафов по плану должен был составить 52,5 млрд. рублей, по факту достиг 67,1 млрд. рублей. В 2019-м году запланировали собрать 60,8 млрд. рублей, а собрали снова больше плана — 76,8 млрд. рублей. «Новый КоАП может только закрепить подобную тенденцию, но она никак не соответствует потребности в оживлении экономической активности после сильнейшего кризиса», — добавил бизнес-омбудсмен.

Напомним: первую версию нового КоАП Министерство юстиции представило в январе этого года. 29-го мая после критики по поводу кратного увеличения штрафов ведомство опубликовало исправленный проект.

Что касается автомобильных грузоперевозок, то размеры штрафов за нарушения правил перевозки, в целом, остались на нынешнем уровне. Единственное: может измениться подход к наказанию за несоблюдение режима труда и отдыха. А именно: санкции предлагают установить в зависимость от степени превышения установленного графика вождения. Так, за незначительное превышение временного лимита штраф будет минимальным — от 500 до 1 тыс. рублей, а за большее (свыше 20%) — 2-5 тыс. рублей.

Сейчас, напомним, санкции в любом случае составляют 1,5-2 тыс. рублей.

В новой версии КоАП, кроме того, появилось разделение статьи по весогабаритному контролю на две — «весовую» и «габаритную». На деле это может означать, что за одновременное превышение весовых и габаритных параметров к ответственности смогут привлечь дважды.

Новый КоАП также вводит новые штрафы: за нарушения правил перевозки скоропортящихся грузов, которые действующей редакцией Кодекса не предусмотрены, и за блокирование автоматической передачи данных с тахографа (эта статья должна заработать только после того, как будет создана система автоматизированного тахографического контроля, внедрение которой планируется в 2024-м году).