Санкционным грузам не хватает субсидий, чтобы доплыть до Калининграда

5 июня 2024 г.15:57

Санкционным грузам не хватает субсидий, чтобы доплыть до Калининграда

Пресс-служба АО «Совфрахт»

Морским перевозчикам, которые осуществляют доставку товаров между Калининградской областью и основной частью России, не хватает субсидий, чтобы продолжать устанавливать льготные тарифы для санкционных грузов. Об этом изданию «РБК» рассказал источник в одной из судоходных компаний. По его словам, сейчас компания «Совфрахт», которая тоже является оператором перевозок на одной из морских линий между Калининградской и Ленинградской областями, готовит обращение в федеральное и региональное Правительства с тем, чтобы изменить принцип распределения субсидий. Одновременно, как выяснили в издании «РБК», и в Правительстве Калининградской области работают над тем, чтобы добиться увеличения субсидий на 2024-й год.

Напомним: субсидии на морскую доставку т.н. санкционных грузов между Калининградской областью и основной частью России запустили осенью 2022-го года, после того как Литва серьезно ограничила транзит таких товаров по своей территории, полностью запретив использование автомобильного транспорта для перевозки санкционных товаров и введя квоты для транспортировки по железной дороге.

В результате, основным альтернативным путем для санкционных товаров стал морской маршрут, который обходится дороже автомобильной и железнодорожной перевозки. Именно для того чтобы сравнять стоимость доставки и не вызвать рост цен в отдаленном регионе России, и был разработан механизм субсидирования, который компенсирует морским перевозчикам разницу между реальным и льготным тарифами.

Всего по итогам прошлого года из федерального бюджета на эти цели было выделено 2,2 млрд. рублей. В 2024-м году совокупный объем финансирования сократили до 1,8 млрд. рублей.

Как сообщалось ранее, субсидии распределили между 20 компаниями, подавшими соответствующие заявки. Однако, согласно их оценкам, общая сумма финансирования должна была бы составить 21,8 млрд. рублей. То есть на 20 млрд. рублей больше, чем выделено из бюджета.

В итоге, и каждой из этих компаний, несмотря на одобрение заявки, сумму субсидирования сократили приблизительно в 10 раз.

При этом в текущем году наблюдается рост морских перевозок между Калининградской и Ленинградской областями. За первый квартал 2024-го года грузовой поток, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, уже увеличился на 54%.

Как следствие, некоторым компаниям уже сейчас не хватает выделенных субсидий. Если дополнительное финансирование так и не поступит из федерального бюджета, то во второй половине года санкционные грузы между Калининградской и Ленинградской областями будут доставляться по полным коммерческим тарифам, что рискует увеличить конечную цену товаров.

В Правительстве Калининградской области изданию «РБК» рассказали, что готовят обращение в федеральные органы власти с тем, чтобы увеличить объем субсидирования хотя бы до 4,6 млрд. рублей.

Одновременно морской перевозчик АО «Совфрахт» предлагает в принципе изменить механизм распределения субсидий: половину субсидирования разыгрывать между всеми операторами, подавшими заявки, а другую половину — только между теми операторами, которые полностью выполнили заявленный объем перевозок.

Как поясняют в компании, на самом деле некоторые перевозчики не выбирают весь заявленный объем, в результате чего часть субсидий остаются невостребованными.

При этом эксперты считают, что менять механизм субсидирования или значительно увеличивать финансирование на эти цели преждевременно, поскольку из-за этого грузовладельцы еще больше снизят объемы железнодорожного транзита через Литву, а это влияет на объем выделяемых Литвой квот, которые рассчитываются как среднее значение грузового потока за последние три года.

Так, например, в 2023-м году Литва уже снизила квоту с 3,1 млн. тонн до 2,89 млн. тонн санкционных грузов, а в 2024-м году сократила ее еще на 20%.