«РЖД Логистика» выполнила тестовую отправку контейнеров в Индию по западной ветке транспортного коридора «Север-Юг»
16 декабря 2025 г.16:49

Пресс-служба АО «РЖД-Логистика»
«РЖД Логистика» выполнила первую тестовую отправку контейнеров с полигона Куйбышевской железной дороги по западной ветке международного транспортного коридора (МТК) «Север-Юг», сообщили в пресс-службе компании. Конечной точкой доставки стали индийские порты Хазира и Нава-Шева. При этом маршрут перевозки включает не только железнодорожное, но также автомобильное и морское плечо. В дальнейшем контейнерный сервис в данном направлении могут расширить до 1-2 составов в месяц.
Как уточнили в компании, первая тестовая отправка выполнена для нужд конкретного отправителя — одного из крупнейших химических предприятий Самарской области, однако одновременно она позволит оценить возможности и преимущества данного транспортного решения для дальнейшего развития экспортных поставок.
В случае успешной реализации проекта и при наличии спроса сервис сделают регулярным: для экспорта продукции на рынок Индии через западную ветку транспортного коридора «Север-Юг» «РЖД Логистика» будет отправлять 1-2 контейнерных состава в месяц.
При этом, правда, стоит отметить, что западная ветка транспортного коридора «Север-Юг» проходит по территории Ирана и Азербайджана, между которыми на данный момент отсутствует связывающий железнодорожный участок «Решт-Астара» протяженностью около 160 км.
Активные работы по строительству дороги начнутся только после марта следующего года, а завершить их должны до конца 2027-го года.
Как следствие, до этого времени железнодорожные перевозки по маршруту выполняются с использованием автомобильной доставки (от границы Азербайджана с Ираном). Плюс, для отправки в Индию контейнеры перегружаются в Иране на морские суда.
Таким образом, сервис, предлагаемый «РЖД Логистикой», является мультимодальным. Каковы сроки доставки, в компании пока не уточняют. Конечными точками маршрута являются индийские порты Хазира и Нава-Шева.
«Сейчас сложились объективные предпосылки для переориентации части экспортного грузопотока с моря на железную дорогу, поскольку это быстрее и безопаснее. В процессе дальнейшего развития сервиса по МТК и расширения импортного грузопотока такой маршрут может стать еще и экономически более выгодным», — подчеркивает директор филиала АО «РЖД Логистика» в Самаре Александр Бельницкий.
Международный транспортный коридор «Север-Юг» сейчас действительно считается одним из приоритетных для России, поскольку обеспечивает ей в условиях санкционных ограничений связь с т.н. «дружественными» странами.
Причем изначально маршрут как раз таки и создавался для сообщения с Индией, так как он является более коротким по сравнению с основным морским путем через Суэцкий канал.
На данный момент из-за отсутствия участка «Решт-Астара» железнодорожные перевозки главным образом выполняются по восточной ветке транспортного коридора (через Казахстан, Туркменистан и Иран).
Однако, по соглашению с Азербайджаном, Россия уже обязалась предоставлять фиксированный (не менее 5 млн. тонн в год) грузовой объем для железнодорожной перевозки по западной ветке. Это даст возможность «раскатать» маршрут, выполнить модернизацию железнодорожной инфраструктуры на территории Азербайджана и обеспечить достаточный грузопоток к запуску участка «Решт-Астара».

