«Россию и Китай ждет дальнейший рост перевозок всеми видами транспорта»
11 апреля 2023 г.12:44
Пресс-служба «ТРАСКО»
Китай всегда был в числе главных торговых и, как следствие, логистических партнеров России, однако сейчас в условиях действующих санкций в отношении России со стороны многих государств Китай становится основным направлением для российской внешнеэкономической деятельности. Только за последний год взаимный товарооборот между странами увеличился почти на 30% и практически достиг знакового объема в 200 млрд. долларов. О том, как логистика поддерживает такой значительный рост и с какими сложностями на этом пути сталкивается, мы поговорили с представителем транспортной компании «ТРАСКО», руководителем филиала в Екатеринбурге Максимом Нехаевым.
— Максим, так, каким же все-таки стал 2022-й год для рынка грузоперевозок в направлении Китая?
— Прошлый год, в принципе, можно охарактеризовать как сложный для всей транспортно-логистической отрасли. Череда нововведений и действующих из-за геополитической ситуации ограничений привели к тому, что игроки рынка были вынуждены постоянно подстраиваться под новые изменения и тренды. В поисках альтернативных решений все большая часть клиентов сейчас изучают возможности восточного рынка, активно замещая продукцию, которая ранее ввозилась из стран Западной Европы и США.
— Можете назвать наиболее серьезные вызовы на восточном направлении, с которыми вы в последнее время сталкивались?
— Я бы выделил три наиболее значимые проблемы в сегменте автомобильных грузовых перевозок с Китаем в 2022-м году.
1. Ограничения по коронавирусной инфекции, из-за которых российские водители и транспортные средства не имели возможности для въезда даже на приграничные погрузочные зоны Китая. Введенные меры привели к снижению суточной пропускной способности пограничных переходов между странами в среднем в 2-3 раза, что, в свою очередь, вызывало порой даже 30-дневные простои грузовиков на границе в ожидании заезда.
2. Низкое качество погрузочно-разгрузочных работ и крепления грузов китайской стороной, отсутствие водителя компании-перевозчика на погрузке полуприцепа... Это привело к росту числа случаев повреждения груза или транспортных средств, а также количества локальных происшествий с транспортом.
3. Отсутствие соответствующей инфраструктуры для водителей на приграничных территориях, а также неудовлетворительное состояние покрытия на дорогах регионального значения и подъездных путях. Последнее, как следствие, снижает привлекательность этого направления и ведет к повышению эксплуатационных затрат на собственный автопарк.
Чтобы обеспечить стабильную работу и развитие качества предоставляемых услуг на китайском направлении, мы систематически анализируем изменения пропускной способности на доступных автомобильных переходах. Это позволяет более эффективно распределять грузовые потоки и с минимальными временными затратами перемещать грузы через границу.
— А в целом, как сейчас развивается ситуация на основных автомобильных переходах между Россией и КНР?
— Ситуация в автомобильных переходах подвержена систематическим изменениям из-за реорганизации процессов прохождения границ, а также из-за централизованной работы государственных органов над внедрением системы электронных очередей в наиболее загруженных пунктах пропуска, поэтому в настоящий момент ее нельзя назвать стабильной.
Одним из ярких тому примеров служит ситуация на переходе «Забайкальск-Маньчжурия», где в период с 15-го февраля по 15-е марта из-за увеличенного количества импортного оформления самоходной специализированной техники из Китая был критически снижен объем пропуска через границу стандартных коммерческих грузов. На пике сроки ожидания на выезд для таких машин составляли до трех недель.
— В начале года Китай смягчил действовавшие до этого строгие коронавирусные ограничения. Какие сейчас схемы используются для перемещения грузов через российско-китайскую границу?
— Сегодня на границе с КНР используются стандартные доковидные схемы движения транспортных средств. Открыта прямая возможность заезда машин и водителей из России и Беларуси для погрузки на приграничных складских зонах в Китае. Во времена активных ограничений по коронавирусу такие возможности исключались — доставка осуществлялась методом перецепки, а погрузка на складах производилась исключительно китайской стороной.
— Если сравнить первый триместр 2022-го года и первый триместр 2023-го года, как изменилась динамика спроса на перевозки с Китаем?
— Давайте для большей точности обратимся к общедоступным цифрам. Согласно данным Главного таможенного управления КНР, торговый оборот России с Китаем в 2022-м году увеличился в годовом исчислении на 29,3%, до 190,27 млрд. долларов. Это — абсолютно рекордные цифры для двух стран за все время сотрудничества.
При этом экспорт из КНР в РФ увеличился на 12,8% и составил 76,12 млрд. долларов, импорт из России в Китай вырос на 43,4%, до 114,15 млрд. долларов.
Учитывая сложившуюся в сфере международных отношений ситуацию, а также принимая во внимание темпы роста торгового оборота с КНР (президент России и председатель КНР поставили задачу по наращиванию объема двусторонней торговли между странами до 200 млрд. долларов к 2024-му году), можно констатировать увеличение спроса на перевозки экспортно-импортных грузов различными видами транспорта между Россией и Китаем.
Подобный рост динамики спроса на перевозки мы фиксируем и в нашей компании. Например, сравнивая 1-й триместр 2022-го и 2023-го годов, отмечаем увеличение количества перевозок в среднем в 2 раза — как комплектных, так и сборных грузов. В самом начале года, примерно с 9-го января, китайская сторона действительно начала постепенное снятие COVID-ограничений, что также положительно сказалось на грузовых перевозках.
— Если говорить об экспортных и импортных перевозках с Китаем, какие грузы сейчас наиболее популярны?
— Что касается экспортных грузов, то это дерево и изделия из древесины, металл и металлоконструкции, сельскохозяйственная продукция. Импортируют же в Россию в основном технику, автомобили, запчасти и комплектующие, а также различное оборудование и химическую продукцию.
— Какой объем автопарка вашей компании сейчас задействован на китайском направлении?
— На данный момент этот показатель составляет около 35-40%. Однако к концу третьего квартала 2023-го года мы планируем увеличить его где-то до 50%.
— Каким вы видите дальнейшее развитие российско-китайской логистики?
— Я считаю, что объемы автомобильных перевозок с Китаем будут расти и дальше. Стороны предпринимают необходимые для этого совместные действия, увеличивая пропускную способность действующих переходов, постепенно модернизируя системную инфраструктуру, открывая новые переходы для перераспределения грузовых потоков. На все это потребуется время, однако стойкий положительный тренд в этой части уже намечен.
Кроме того, следует отметить, что серьезным драйвером роста транспортно-логистического рынка служит высокая конкуренция и повышение качества услуг. В результате, увеличивается потребительский спрос, который ранее серьезно пострадал из-за пандемии COVID-19. А это, опять-таки, значит, что Китай и Россию ждет дальнейший подъем объемов перевозок всеми видами транспорта.