Россия и Армения начинают эксперимент по использованию навигационных пломб
2 сентября 2025 г.12:49

commons.wikimedia.org
До конца октября Россия и Армения должны выполнить около 100 взаимных автомобильных перевозок грузов под навигационным сопровождением. Перевозки будут осуществляться в рамках эксперимента, участие в котором будет добровольным и безвозмездным. То есть: использовать навигационные пломбы на данном этапе грузоотправители смогут по своему усмотрению, а наложение, снятие и аренда устройств при этом будут бесплатными. Правда, вслед за этим, как можно ожидать, навигационные пломбы станут обязательными для доставки ряда товаров внутри Евразийского экономического союза (ЕАЭС). В принципе, проводимый эксперимент как раз таки и должен протестировать этот переход. Его особое значение состоит еще и в том, что навигационные перевозки между Россией и Арменией, которые не граничат друг с другом, будут осуществляться транзитом через страну, не входящую в ЕАЭС.
На самом деле навигационный эксперимент между Россией и Арменией планировали запустить еще с 1-го июля этого года, однако соответствующее постановление Правительством РФ было принято только в августе.
Оно предписывает начать пилотный проект в течение 10 дней с момента опубликования документа. А поскольку официально документ был опубликован 22-го августа, как в раз в эти дни эксперимент уже должен был стартовать.
Он продлится до 31-го октября 2025-го года включительно. За это время (то есть за два месяца) стороны рассчитывают выполнить по 50 перевозок грузов в каждом направлении — из России в Армению и из Армении в Россию.
Участие в эксперименте является добровольным и безвозмездным. Это значит, что операторы навигационного пломбирования должны предоставить свои устройства на совершенно бесплатной основе: не должна взиматься плата ни за аренду пломб, ни за их снятие и наложение.
В целом, под навигационными пломбами в рамках эксперимента можно будет провозить любые виды товаров, за исключением тех, которые уже требуют обязательного наложения навигационных пломб при ввозе на территорию России и Беларуси.
К таковым, напомним, относятся: алкогольная продукция, табачные и никотинсодержащие изделия и т.н. «высокорисковые» товары — предметы одежды и обуви, сотовые и мобильные телефоны, звуко- или видеозаписывающая и звуко- или видеопроизводящая аппаратура, аппаратура для радиовещания и телевидения, радионавигационное оборудование, приемная аппаратура для радиовещания, мониторы и проекторы.
Использование пломб при перевозках таких товаров в пределах Союзного государства стало обязательным с 27-го января 2025-го года.
Как сообщалось ранее, к эксперименту между Россией и Арменией могут также присоединиться грузоотправители и перевозчики из Беларуси.
Суть же пилотного проекта заключается в том, чтобы протестировать навигационные устройства перед переходом к их обязательному использованию внутри всего ЕАЭС, а направление между Россией и Арменией, видимо, выбрано потому, что эти страны не граничат друг с другом, а потому можно апробировать навигационное сопровождение при перевозках, маршрут которых проходит через страну, не входящую в Союз (в данном случае это Грузия).
Как следствие, можно предположить, что при перевозках между Россией и Арменией снятие и наложение навигационных пломб будет происходить дважды: устройства установят при отправке товара, на границе перед въездом в Грузию их снимут, после проезда через Грузию снова наложат и окончательно дезактивируют уже в пункте назначения.
Напомним: навигационные пломбы, во-первых, позволяют в онлайн-режиме отслеживать перемещение транспортного средства, а во-вторых, перекрывают доступ к грузовому отсеку, благодаря чему гарантируют, что товар не будет выгружен где-то в пути.
Соглашение об обязательном использовании таких устройств при автомобильных грузоперевозках в пределах ЕАЭС было подписано еще в апреле 2022-го года, а через год, в апреле 2023-го года, официально вступило в силу. Однако на практике такие перевозки между всеми странами Союза еще не запустили.
Ожидается, что это может произойти в следующем году. На первом этапе под обязательное наложение навигационных пломб подпадают никотинсодержащая продукция и никотиновое сырье.
При обязательном режиме использование навигационных пломб будет платным. Тарифы за снятие, наложение и аренду устройств установят отдельно национальные операторы каждой из стран Союза. То есть стоимость таких перевозок в пределах ЕАЭС будет отличаться.