Российские перевозчики просят снизить стоимость разрешений на период «просушки» дорог
5 мая 2023 г.15:30
Российские перевозчики обратились в Министерство транспорта РФ с просьбой снизить стоимость специальных разрешений на проезд грузовиков в период весенней «просушки» дорог, рассказали в Комитете по транспортной логистике «Деловой России». Как уточнили представители рынка в пресс-релизе, подготовленном «ПЭК», сейчас цена разрешения может доходить до 280 тыс. рублей в месяц, что увеличивает себестоимость перевозки грузов в среднем на 23%.
При этом стоит учитывать, что т.н. весенняя «просушка» дорог проводится практически во всех регионах России, длится она, как правило, в течение месяца и наступает в разное время: в центральных регионах — где-то с середины или конца марта, на Урале и в Сибири — в апреле, а на Дальнем Востоке — вообще в мае.
Таким образом, для перевозчиков, осуществляющих доставку грузов по территории всей России, ограничения действуют на протяжении всей весны.
Ситуацию осложняет еще и тот факт, что в каждом регионе на время «просушки» вводятся свои предельные весовые нормы: в Кемеровской области, например, под ограничения подпадают только тяжеловесные транспортные средства (для них стоимость разрешения, по сравнению с обычным временем, увеличивается приблизительно в три раза), в Архангельской области допустимая нагрузка снижается всего до 3,5 тонн на ось, а в Коми на некоторых дорогах она вообще составляет каких-то 1,5 тонны на ось.
На федеральных трассах, правда, весенние ограничения в последние годы не вводятся (их официально отменили в 2018-м году), однако подъезд к складам, как правило, в большинстве случаев осуществляется именно по дорогам регионального или межмуниципального значения, где «просушка» действует и где грузовикам на это время требуются специальные разрешения.
Разрешения приходится долго ждать
Вообще, сейчас специальные разрешения оформляются в электронном виде — через Личный кабинет перевозчика на сайте Росдормониторинга (по ссылке) или через региональный портал госуслуг. Однако из-за того что сама система еще досконально не отлажена и в базе отсутствуют сведения по многим дорогам (главным образом, именно по региональным, межмуниципальным и местным трассам), срок ожидания разрешения растягивается на несколько дней.
Заявка оформляется за пять дней до перевозки, рассказывает заместитель директора «ПЭК», руководитель комитета по транспортной логистике «Деловой России» Вадим Филатов. Соответственно, уже за пять дней до перевозки компания должна знать, какой грузовик и по какому маршруту поедет. «Если маршрут изменился, оперативно скорректировать электронный пропуск не получится», — подчеркивает эксперт.
При возникновении внештатных ситуаций добиться обратной связи от Росдормониторинга или региональных ведомств сложно, дополняет коллегу по отрасли коммерческий директор Dentro Альбина Дронова. Поэтому решения возникшей проблемы приходится ждать еще несколько рабочих дней.
Стоимость разрешения тоже впечатляет
В целом, она зависит от протяженности и направления маршрута и может достигать 280 тыс. рублей в месяц, что, естественно, увеличивает себестоимость самой перевозки — в среднем, на 23%.
Так, если масса транспортного средства с грузом составляет 34,2 тонны, а максимальная скорость — 59 км/ч, то стоимость проезда грузовика по маршруту протяженностью 800 км из Новосибирской области в северную часть Красноярского края за одну поездку доходит до 16,6 тыс. рублей, а за 17 поездок — до 281 тыс. рублей, указывается в пресс-релизе «ПЭК». Что уж тогда говорить о перевозках не в пределах одного федерального округа, а например, из Дальнего Востока в центральные регионы!
Расходы на оформление пропуска перевозчики вынуждены закладывать в конечный тариф для клиента, подчеркивают в компаниях «ГЛТ» и Dentro.
Чтобы не оформлять специальное разрешение, грузовик можно загружать на максимально допустимый для беспрепятственного проезда вес, эффективно используя навыки распределения груза по осям, отмечает руководитель инструкторского отдела платформы цифровой логистики Monopoly Online Андрей Дьяволов.
Однако в некоторые регионы груз при отсутствии разрешения все равно можно доставлять только малотоннажным транспортом, обращает внимание заместитель директора «ПЭК». Например, в Хабаровске допустимая нагрузка составляет 3,5 тонны на ось — это меньше, чем весит пустой седельный тягач с прицепом средней грузоподъемности.
Если в приоритете стоимость доставки, перевозчики вынуждены объезжать региональные трассы по федеральным. Правда, в этом случае пробег увеличивается на 20-200 км в зависимости от направления.
Так, из Ростова-на-Дону в Ставрополь по региональной трассе грузовик проедет 340 км, а по федеральной — 410 км. Из Мурома (Владимирская область) в Ростов-на-Дону фура с маршрутом по региональным дорогам пройдет 1 200 км, а по федеральной трассе — 1 400 км, рассказывают в «ГЛТ».
При объезде региональных дорог срок доставки увеличивается на 1-5 часов в зависимости от направления, что вызывает и рост расходов на топливо и зарплату водителей.
Предложения перевозчиков
Главным образом, перевозчики предлагают ввести единую для всех регионов методику расчета компенсации вреда за проезд по региональным и межмуниципальным дорогам. А в том случае, если более половины дорог в регионе уже приведены в нормативное состояние, бизнес просит снизить плату за специальное разрешение в период весенних ограничений.
Напомним: в соответствии с национальным проектом «Безопасные качественные дороги» (БКД), к концу 2024-го года нормативному состоянию должны соответствовать не менее 50,9% региональных дорог по всей России. При этом только по итогам прошлого года, по официальным сообщениям Министерства транспорта РФ, было отремонтировано 16,8 тыс. км трасс. Таким образом, на данный момент в стране нормативному состоянию уже соответствует каждая вторая дорога регионального или межмуниципального значения.
Необходимо внедрить механизм, который позволит отслеживать состояние региональных дорог, считает президент ассоциации «Грузавтотранс» Владимир Матягин. Он отмечает, что в Финляндии, например, на трассах установлены датчики, которые помогают проанализировать, как смена погодных условий влияет на асфальтовое покрытие. Соответственно, дорожные службы в этой стране в режиме реального времени узнают, какие маршруты необходимо «просушить».
Кроме того, транспортные компании предлагают оптимизировать работу специализированного портала Росдормониторинга, через который осуществляется оформление разрешений.
В частности, перевозчики просят предоставить им в электронном виде информацию об условиях получения специальных разрешений, включая обоснования, согласно которым регионы определяют ограничения по нагрузке на ось и размер компенсации вреда (по сути, стоимость пропуска).
Одновременно необходимо сократить срок рассмотрения заявки на получение разрешения с пяти до одного дня. Если же в пропуске отказано, то перевозчику должна быть предоставлена возможность в течение трех часов получить обратную связь и благодаря этому оперативно внести изменения в документ.
Следует также предусмотреть механизм, который позволит оперативно скорректировать электронный пропуск в случае нештатных ситуаций (изменение маршрута, поломка транспортного средства и т.п.), что в грузовых перевозках случается не редко, считает Вадим Филатов.
Было бы полезным запустить на портале и единую систему отчетности для каждого региона, где сохраняются требования к весенней «просушке». И чтобы город или областной центр ежемесячно в письменном виде пояснял, каким образом расходуются средства бизнеса, уплаченные за специальные разрешения. Сейчас эта информация в открытом доступе отсутствует, подчеркивается в пресс-релизе.
«Весенние ограничения приводят к увеличению сроков и стоимости доставки. С учетом того, что себестоимость перевозки за год уже выросла на 16% из-за дополнительных расходов на запчасти и техобслуживание, необходимо снизить финансовую нагрузку на перевозчиков. Увеличение транспортных расходов не должно сказываться на конечной стоимости продукции для российского потребителя», — резюмирует заместитель директора «ПЭК».